Дата последнего обновления: 10.02.2025

Картины Боттичелли в Галерее Уффици: Рождение Венеры, Весна (Примавера) и другие работы, фото, описание, где находятся

Среди произведений великих художников, в Галерее Уффици представлено более 20 работ Сандро Боттичелли. Самые знаменитые из них — Рождение Венеры и Примавера (Весна) — считаются иконами итальянского Возрождения и западного искусства, известными во всем мире.

боттичелли, работы боттичелли

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, знакомый нам как Сандро Боттичелли, родился в скромной, но не бедной флорентийской семье 1 марта 1445 года. Он был младшим из четырех сыновей кожевника, имевшего собственный магазин в районе Санто-Спирито. Будущий художник учился у Филиппо Липпи, получил творческое влияние братьев Поллайоло и Андреа дель Верроккьо. Многогранный Сандро Боттичелли сумел разработать элегантный стиль новой модели идеальной красоты, воплотившей вкус и утонченность общества того времени. Ему покровительствовали сами Медичи.

В конце жизни слава художника пришла в упадок, в том числе и потому, что в художественной среде доминировали уже состоявшийся Леонардо да Винчи и восходящая звезда Микеланджело Буонаротти. После смерти Боттичелли 17 мая 1510 года, его картины остались почти забытыми в церквях и дворцах, для которых были созданы. Для широкой публики они были открыты лишь в XIX веке.

«Рождение Венеры»

Символ итальянской живописи XV в., одна из самых знаменитых картин в мире, была написана в 1482-85 гг. Она считается первым примером живописи на холсте. Весьма вероятно, что Сандро Ботичелли создал ее по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи (Лоренцо Пополано), кузена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного.

картина рождение венеры сандро боттичелли, работы боттичелли, уффици боттичеллиРождение Венеры — Сандро Боттичелли

До 1550 г. о «Рождении Венеры» ничего не было известно, пока Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» не констатировал факт ее нахождения на вилле Медичи в Кастелло. В конце XV в. этой недвижимостью владели братья Пьерфранческо — Лоренцо и Джованни.

Рожденная из морской пены, чистая и совершенная богиня любви и красоты Венера стоит обнаженная в раковине, словно жемчужина. Ее подгоняет ветер Зефир, которого крепко обнимает его возлюбленная — богиня весны и цветов Хлорида. На берегу Венеру встречает нимфа времен года Ора с накидкой в руках.

Сандро Боттичелли в качестве главной героини картины изобразил Симонетту Веспуччи, сводившую с ума всех знатных мужчин Флоренции, включая Джулиано Медичи. Мастер писал ее лицо по памяти, так как 23-летняя женщина умерла от чахотки в 1476 году.

Чем заняться

«Примавера» (Весна)

Как и на предыдущей картине, художник представил свою боготворимую музу — красавицу Симонетту Каттанео Веспуччи в образе Венеры. А заказчиком работы выступил все тот же Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В конце XV века работа Боттичелли находилась у наследников Лоренцо в доме на Виа Ларга (ныне улица Кавур). Она висела над кроватью, своего рода сундуком со спинкой, характерным для обстановки дворянских резиденций эпохи Возрождения.

примавера боттичелли, картина сандро боттичелли весна, работы боттичелли, уффици боттичеллиКартина Сандро Боттичелли «Весна»

Примавера (Весна) Боттичелли была создана в 1480 году. Она представляет сложную трактовку аллегорических символов царства Венеры, но загадочный смысл произведения понятен. В нем воспевается любовь, мир и процветание.

Над Венерой, изображенной чуть позади в центре полотна, — Амур со стрелой. Справа — Зефир, пытающийся похитить Хлориду и превращающий ее в богиню цветов Флору. Слева — Три Грации, кружащиеся в танце, и посланник богов Меркурий в шлеме и крылатых сандалиях. С одной стороны — олицетворение плотской любви, с другой — платонической.

Растительность, темный цвет которой отчасти обусловлен изменением исходного пигмента, осветляется обилием цветов и фруктов. В сцене было обнаружено 138 различных сортов растений, тщательно созданных художником, возможно — с использованием гербариев.

Тематические экскурсии:

Галерея Уффици: любовь сквозь призму живописи

Увидеть мировые шедевры и узнать, как любовь влияла на искусство на протяжении веков

€159

Подробнее
Галерея Уффици + набережная реки Арно

Гарантировано попасть во всемирно известную галерею и постичь путь развития живописи

€48 за одного

Подробнее
По центру Флоренции и галерее Уффици

Увлекательное путешествие в мир искусства и истории: от Древнего Рима до эпохи маньеризма

€63 за одного

Подробнее
Смотреть все экскурсии

Другие работы Сандро Боттичелли в Уффици

«Благовещение Сан Мартино делла Скала» (1481 г.) — настенная фреска изначально располагалась в одной из лоджий флорентийской церкви Сан-Мартино больничного приюта Санта-Мария-делла-Скала. В 1920 году ее отделили, отреставрировали и передали Уффици. Долгое время работу приписывали Филиппино Липпи.

«Фортецца» (1470 г.) — единственная картина, написанная Боттичелли в живописном цикле, заказанном Пьеро Поллайоло и посвященном Добродетелям (в данном случае — Твердыне). Она является старейшим, определенно датированным произведением художника. Работа предназначалась для Зала слушаний Трибунала Мерканции, где рассматривались дела между флорентийскими купцами и коммерческие споры между членами гильдий Флоренции. Сегодня в этом историческом здании на Пьяцца Синьории, построенном в 1359 году, находится музей Gucci.

«Паллада и Кентавр» (1480-85 гг.) — работа была заказана Лоренцо Великолепным к свадьбе своего кузена Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи с Семирамидой Аппиани или к будущему бракосочетанию герцогской дочери Луиджии, так и не успевшей выйти замуж за Джованни ди Пьерфранческо из-за преждевременной смерти в 11 лет (предполагается, что на картине изображено лицо юной Медичи). Работу приравнивают в четырем великим произведениям Боттичелли, наряду с «Весной», «Рождением Венеры» и «Венерой и Марсом» (выставлена в Национальной галерее Лондона).

«Клевета (Calunnia)» (ок. 1495 г.) — аллегорическая сцена из трактата «О клевете» сирийского писателя Лукиана Самосатского (II в.), описавшего утраченную работу античного живописца Апеллеса (IV в. до н.э.). На фоне библейских персонажей Сандро написал образы Неведения и Подозрительности (рядом с олицетворяющим Глупость царем Мидасом на троне), Клевету, Невинность, Коварство, Ложь, Зависть, Покаяние и смотрящую ввысь обнаженную Истину. Этот синтез классического и христианского мира относится к гуманистическим размышлениям Неоплатонической Академии.

Алтарь Сант-Амброджо (ок. 1470 г.) — панно считается первым монументальным произведением, заказанным Боттичелли, а также одним из первых написанных им запрестольных образов. До 1808 года алтарь оставался в церкви Сант-Амброджо, после чего его перенесли в Галерею Академии для изучения студентами художественных курсов. С реорганизацией флорентийских коллекций работа Боттичелли оказалась в Уффици.

Алтарь Сан-Барнабы с 4-мя панелями пределлы (1487 г.) — темпера по дереву была заказана Сандро Боттичелли, вероятно, Гильдией врачей и аптекарей для главного алтаря церкви Сан-Барнаба. Во всяком случае, в 1510 г. Альбертини свидетельствует, что видел работу именно там. В 1919 году картина поступила в Уффици. В сцене священной беседы представлены Богородица с Младенцем, символы Страстей Христовых и фигуры святых.

Из 7 оригинальных панелей, отделенных в 1717 году, сегодня в Уффици представлены четыре:

Алтарь Сан-Марко с 5 панелями пределлы (1488-90 гг.) — темперная картина на тему Коронования Богородицы происходит из часовни Сант-Ало на контрфасаде церкви Сан-Марко. Заказчиком стала Гильдия ювелиров, чьим покровителем считался изображенный на алтаре святой Элигий (Ало). С переходом капеллы в конце XVI века Алессандро Брандолини, алтарь Боттичелли переместили в монастырский капитул, в 1808 году он оказался в Галерее Академии, а в 1919-м — в Уффици.

В эпизодах пределл показаны сцены:

«Обнаружение тела Олоферна» и «Возвращение Юдифи в Бетулию» (1472 г.) — диптих был подарен в 1584 году Бьянке Каппелло, любовнице и второй жене Франческо I Медичи. В великокняжескую коллекцию будущей Галереи Уффици работы попали в 1633 году. Они входят в число самых известных в мире ранних повествовательных сцен великого художника.

«Поклонение волхвов» (1470-75 гг.) — картина Боттичелли на библейскую тему была заказана придворным семьи Медичи и финансовым посредником флорентийской Гильдии банкиров и менял Гаспаре ди Заноби дель Лама для алтаря своей погребальной часовни в базилике Санта-Мария-Новелла. В 1476 году его осудили за мошенничество, после чего он попал в опалу и вскоре умер.

В 1556 году покровительство капеллы перешло к Федини, а около 1570 года — к наставнику Франческо I Медичи, представителю неаполитанской знати Флавио Мондрагоне. Он приказал перевезти работу в свой дворец на Виа деи Банки. После его обвинения в государственной измене самим Франческо, приведшего к изгнанию и конфискации имущества, работа Боттичелли оказалась в коллекции Антонио, незаконнорожденного сына великого герцога от его тогда еще любовницы Бьянки Каппелло. В Уффици работа экспонируется с 1796 года, после ее обнаружения на вилле Медичи в Поджо Империале.

Три фигуры волхвов изображают Козимо Медичи (коленопреклоненный старец у ног Иисуса) и его сыновей — Пьеро и Джованни. За ними, справа, стоит Лоренцо Медичи, а слева — его младший брат Джулиано. Блондин в оранжевом плаще, смотрящий на зрителя, признается автопортретом художника. Седовласый мужчина в голубом, указывающий на себя пальцем — заказчик картины .

«Благовещение Честелло» (1489-90 гг.) — клиентом Боттичелли был меняла Бенедетто ди Сер Франческо Гуарди, который хотел украсить картиной фамильную капеллу в церкви Санта-Мария-Маддалена-де-Пацци при монастыре Честелло. Во второй половине XVIII века работа находилась в капелле Сан-Мартино на вилле Теренцано во Фьезоле, а с 1872 года — в галерее Уффици. Богатая рама с фризом и колоннами сохранилась в оригинале.

«Святой Августин в кабинете» (1490-95 гг.) — картина долгое время приписывалась Филиппо Липпи, в частности об этом упоминал Вазари, когда увидел работу в Палаццо Веккьетти. Еще в XVI веке консультант Медичи по вопросам искусства монах-живописец и коллекционер Винченцо Боргини считал автором работы Сандро Боттичелли, но о ее несомненной принадлежности художнику узнали только в XIX веке благодаря Джованни Морелли, создателю оригинальной методики установления подлинности произведений.

«Поклонение волхвов» (ок. 1500 г.) — кто-то считает, что картина является работой ученика Боттичелли, перенявшего стиль художника после его смерти. Но большинство искусствоведов склоняется к мнению, что произведение написано именно Сандро. Возможно, фигуры на заднем плане являются дополнением XVII века. Хотя картина восстанавливалась в 1955 году, детальной реставрации она не подверглась.

«Мадонна делла Лоджиа» (1466-67 гг.) — ряд критиков называют картину одной из ранних работ Боттичелли, однако она не признана его произведением безоговорочно из-за некоторых деталей. В композиции и тонах переплетаются влияния разных мастеров, в том числе Филиппо Липпи, у которого в то время учился Сандро. Панно прибыло в галерею Уффици в 1784 году из коллекций древних торговых гильдий.

«Мадонна во славе c cерафимами» (1469-70 гг.) — для кого была выполнена работа и где находилась до поступления в Галерею Уффици, неизвестно. Описи музейных коллекций конца XVIII — начала XIX вв. относят ее к анонимному автору. В дальнейшем многие искусствоведы согласились, что картина была создана Сандро. Представление образа Богородицы заимствовано у Андреа Верроккьо и Филиппо Липпи.

«Мадонна в розарии» (ок. 1470 г.) — предположительно картина была написана Боттичелли для Гильдии шерстяного ремесла (Arte della Lana) и размещалась либо в их палаццо (ныне Дворец фондовой биржи на Лунгарно Диаз), либо в здании Трибунала Мерканции (как и упомянутая выше «Фортецца»).

«Мадонна Маньификат» (1483 г.) — о заказчике и предназначении картины Боттичелли ничего не известно. Предполагается, что на тондо изображены дети и жена Пьетро ди Козимо де Медичи. Работа была продана Уффици в 1784 году Оттавио Магерини. На сегодня известны как минимум пять реплик, созданных учениками Сандро.

«Мадонна с гранатом» (ок. 1487 г.) — сохранилось упоминание, что тондо было заказано для украшения Зала аудиенций в Палаццо Веккьо, однако подтверждающего этот факт оригинала нет. Возможно, картина Боттичелли предназначалась для Палаццо дель Подеста (ныне Музей Барджелло), где она была обнаружена в 1533 году. В XVII веке произведение вошло в коллекцию кардинала Леопольдо Медичи и с 1780 года находится в Уффици.

Работа является одним из немногих датированных произведений зрелого Боттичелли. В лицах персонажей — большое сходство с «Мадонной Маньификат». Резная рама с лилиями на синем фоне является оригинальной, ее приписывают мастерам Джулиано да Майано и Джулиано да Сангалло.

«Портрет мужчины с медалью» (ок. 1475 г.) — незнакомый юноша прижимает к сердцу медаль с профилем Козимо Медичи Старшего. Она вылеплена из гипса, покрыта золотой краской и вставлена в круглую нишу в доске. Заказчик картины неизвестен, последний владелец до передачи в Уффици в 1666 году — кардинал Карло Медичи. Среди версий «юноши» — сам Боттичелли, его брат-ювелир, автор медали — Микелоццо ди Бартоломмео или малоизвестный член семьи Медичи.

Где находятся картины Боттичелли в Уффици

Работы мастера размещены в залах А9, А11, А12, А34 на верхнем этаже галереи, согласно плану музея.

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Светлана

0

1 ч.

Базилика Санта-Мария-Новелла и средневековая аптека: истории за фасадами

Как доминиканцы, художники и учёные меняли историю Флоренции

€27 за одного

Подробнее

Ирина

0

3 ч.

Легенды и секреты Флоренции — для взрослых и детей

Обнаружить необычные детали и услышать любопытные истории на экскурсии по нетуристическим тропам

€200

Подробнее

Татьяна

1

2 ч.

Флорентийские страсти: любовь, интриги, преступления

Взглянуть на колыбель Ренессанса с другого ракурса и увидеть город в его «человеческом» облике

€120

Подробнее

Международная команда гидов

0

2 ч.

Личное свидание с Флоренцией

Влюбись в город за 2 часа: яркие впечатления и неожиданные открытия только для тебя

от €140

Подробнее

Надежда

0

12 ч.

В сказочные Чинкве-Терре — из Флоренции

Насладиться открыточными пейзажами прибрежных городков Лигурии и пройти самыми красивыми тропами

€370

Подробнее

Светлана

0

5 ч.

Русский след в сердце Флоренции

Отправиться в нетуристические кварталы и увидеть город совсем с другой стороны

€116 за одного

Подробнее
Смотреть все экскурсии