Монастырский комплекс Санта Мария Новелла включает одноименную доминиканскую церковь с капеллами и ризницей, ряд монастырей с внутренними двориками, трапезную, а также примыкающее с востока кладбище Авелли с захоронениями знатных флорентийцев, в том числе именитого мастера Кватроченто – Доменико Гирландайо. С 1919 г. церковь получила статус Малой папской базилики, а с 2012 г. религиозный комплекс и музей стали доступны для посещений по единому билету.
История церкви Санта Мария Новелла
Свое название храм получил благодаря ораторию, или маленькой церквушке за городскими стенами – Санта Мария делле Винье (IX ст.). В 1221 г. владение приобрели для своего флорентийского жилища прибывшие в эти края из Болоньи в 1219 г. 12 доминиканских монахов во главе с Джованни да Салерно. Гораздо более крупная церковь по проекту двух фра – Систо Фьорентино и Ристоро Кампи, которую мы видим сегодня, была заложена в 1279 г. и практически завершена вместе с прилегающим к ней монастырем к середине XIV ст. В 1420-м состоялось официальное освящение храма.
В 1439 г. Санта Мария Новелла была местом проведения Флорентийского собора, созванного для воссоединения греческой и латинской церквей. Папа Евгений IV пробыл здесь много месяцев, что стало блестящим моментом в истории монастыря.
В 1565-71 гг. по заказу Козимо I Медичи была выполнена реставрация под руководством Джорджо Вазари. Важные изменения происходили в 1858-60, 1999, 2006-08 гг.
Архитектура базилики Санта Мария Новелла
Трехнефная церковь вместе с короткими трансептами образует в плане Т-образную форму. Здание имеет длину около 100 м и ширину более 28 м. Абсида базилики обращена к центральному железнодорожному вокзалу Флоренции – Санта Мария Новелла, поэтому встречает каждого прибывшего в город, а главный фасад церкви выходит на одноименную площадь Флоренции. Архитектурный образ характеризуется готическим стилем и ранним ренессансом. В создании и оформлении монастырского комплекса участвовали многие мастера прошлого.
Фасад Леона Баттиста Альберти
Со стороны Пьяцца Санта Мария Новелла базилика напоминает массивную инкрустированную шкатулку. Ее фасад выполнялся в 1456-70 гг. по заказу Джованни ди Паоло Ручеллаи Леоном Баттиста Альберти, оказавшим огромное влияние на формирование архитектурного стиля Высокого Возрождения. На фризе под фронтоном высечено имя мецената, а внутри церкви расположена капелла Ручеллаи.
Фасад облицован белым и зеленым мрамором, формирующим геометрические фигуры и геральдические символы семьи Ручеллаи. Здесь расположено окно-розетка с видимой изнутри церкви мозаикой Коронование Девы (XIV в.) и установлены астрономические приборы Иньяцио Данти из Перуджи – сфера, циферблат и гномон, изготовленные в 1555-86 гг. Именно благодаря им Григорианский календарь пришел на смену Юлианскому.
Фронтон украшен лучезарным солнцем, в центре которого можно рассмотреть лик младенца-Христа. Люнеты над входными порталами в 1616-18 гг. выполнил Улиссе Чокки.
Работы по оформлению фасада были окончательно завершены в 1920-м.
Колокольня
Своим появлением кампанила Санта Мария Новелла обязана архиепископу Пизы, доминиканцу Симоне Сальтарелли, который около 1330 г. профинансировал реконструкцию старой колокольни, использовавшейся до этого в качестве пожарной сторожевой башни. Работы были завершены к 1360 г., тогда же появилась Санкристия (Ризница).
Восьмиуровневое сооружение поднимается над землей на высоту 64,57 м, что соответствует примерно 110 флорентийским гербам. Оно выполнено в готическо-неороманском стиле и украшено оконными проемами правильной формы, окаймленными закругленными арками и пилястрами.
Последняя реставрация колокольни проводилась в течение 3 лет и завершилась в декабре 2019 г. Ее открытие для туристических посещений подарит городу беспрецедентную точку обзора флорентийских пейзажей и видов на комплекс Санта Мария Новелла.
Санта Мария Новелла внутри
Внутри базилика напоминает цистерцианские готические церкви: нефы разделены широкими пролетами и покрыты готическими сводами.
Среди первых произведений искусства, попавших в церковь Санта Мария Новелла, была «Маэста» Дуччо (1285 г.), известная как «Мадонна Ручеллаи». В настоящее время она находится в Галерее Уффици.
Основные работы XIV в., дошедшие до нас, датируются годами, наступившими после чумы 1348-го. К примеру, в левом трансепте между 1350 и 1357 гг. Нардо ди Чоне расписал стены капеллы Строцци фресками с изображением Страшного суда, Ада и Рая. Витраж также является работой этого мастера. На алтарной панели с подписью и датировкой 1357 г. изображен Христос, передающий ключи святому Петру и книгу святому Фоме Аквинскому, с Мадонной. Панель и пределла являются работой брата Нардо – Андреа ди Чоне, известного как Орканья.
Путешественники часто выбирают:
Фрески
В 1367-69 гг. Андреа Бонайуто расписал фресками монастырскую капеллу, известную как «Испанская часовня». На стене алтаря изображены сцены Страстей, Распятия и Сошествия Христа в Лимбо, на стене входа – сцены из жизни и чудеса святого Петра, на правой стене – аллегории Воинствующей и Победоносной церкви, а на левой стене – Триумф святого Фомы Аквинского. Сегменты свода посвящены Воскресению, Вознесению, Лодке святого Петра и Пятидесятнице.
Стиль эпохи Возрождения отражает знаменитая фреска Мазаччо, изображающая Троицу с Мадонной, Иоанном Евангелистом и двумя покровителями (1424 г.). Считается, что это первая художественная работа в мире, где использовался эффект математической перспективы (вероятно, не без участия Брунеллески). Фреску можно увидеть в третьей арке левого нефа. К ее спасению имеет отношение Вазари.
В XV ст. в Зеленом монастыре появились сцены из жизни Ноя работы Паоло Уччелло. В конце того же века Доменико Гирландайо и Филиппино Липпи написали для церковных часовен два важных цикла фресок.
Среди наиболее ценных живописных работ конца XVI-начала XVII вв. – фрески Большого монастыря со сценами из жизни Христа и доминиканских святых. Среди художников 39florence.ru упомянет Санти ди Тито, Алессандро Аллори, Чиголи и др.
Капеллы
Капелла Торнабуони считается главной часовней базилики Санта Мария Новелла, она посвящена Мадонне Ассунте. В 1485-м Джованни Торнабуони заказал у Гирландайо фрески и витражи для капеллы у главного алтаря со сценами из жизнеописаний Богородицы и Иоанна Крестителя. Росписи наполнены самыми известными представителями флорентийского общества того времени – в одеждах, украшениях и жестах, характерных для изображаемой среды. Нынешний алтарь из драгоценного мрамора был спроектирован Энрико Ромоли около 1860 г. Скульптуры созданы Эджисто Росси, а распятие, установленное на алтаре, приписывается Джамболонье. Оно было подарено Академией изящных искусств.
Под алтарем находится урна с останками Джованни да Салерно, основателя Санта Мария Новелла, почившего около 1243 г. На фасаде из белого мрамора вырезаны четыре аллегорические фигуры: Милосердие, Сила, Благоразумие, Вера. На панно – проповедующий Сан Доменико и блаженный Джованни да Салерно, принимающий церковь и монастырь Санта Мария Новелла от кардинала Уголино.
Капелла Филиппо Строцци в 1487-1502 гг. была украшена фресками и витражами Филиппино Липпи. На боковых стенах изображены сцены из жизни святого Филиппа и святого Иоанна Богослова. На торцевой стене в светотени представлено монументальное оформление гробницы Филиппо Строцци работы Бенедето да Майано (1495 г.).
Капелла Гадди была перестроена Джованни Антонио Дозио в 1575-77 гг. Она расписана фресками Алессандро Аллори со сценами из жизни и добродетелями святого Иеронима. Алтарь работы Аньоло Бронзино изображает Иисуса, воскрешающего дочь Иаира.
Капелла Гонди славится Распятием Брунеллески. Оно было задумано, по словам Вазари, как ответ на энергичный натурализм Распятия Донателло в Санта-Кроче. По одному из преданий, последний при виде работы Брунеллески был настолько поражен, что рухнул на землю, выронив, при этом, принесенную с собой обеденную еду.
В данном обзоре 39florence.ru перечислена лишь малая часть присутствующих в комплексе Санта Мария Новелла часовен, так как в рамках одной статьи рассказать обо всех вряд ли получится. Все они уникальны и достойны внимания.
Распятие Джотто
Над центральным нефом, на высоте 4,5 м от пола базилики Санта Мария Новелла, парит Распятие, созданное около 1290 г. молодым Джотто. Он был вдохновлен францисканской школой духовности Cristo Patiens, превозносящей тему страсти над темой славы. По этой причине цвета Распятия – черный, белый и красный. Они символизируют смерть, невинность и кровь.
Монастыри
Монументальный монастырский комплекс считается выдающимся образцом итальянской готической архитектуры.
Первый монастырь справа от входа – это так называемый Chiostro Verde (Зеленый монастырь), характеризующийся гармоничными пропорциями. Он был построен после 1350 г. и получил свое название благодаря фрескам, первоначально написанным «зеленой глиной» мастерами начала XV ст., включая Паоло Уччелло (1397-1475 гг.). Потоп и Жертвоприношение Ноя – одни из его лучших работ.
Монастырь дает доступ к Трапезной, где среди прочих экспонатов можно увидеть «Тайную вечерю» Плаутиллы Нелли (1524-88 гг.) – первую на эту тему картину, написанную женщиной, причем – самоучкой. Напротив расположена «Тайная вечеря» Алессандро Аллори, датируемая XVI в. Трапезная была построена в 1353 г. Якопо Таленти.
Далее 39florence.ru рекомендует пройти в Chiostro Grande (Большой монастырь), перестроенный по проекту Париджи и украшенный в конце XVI в., а также в Каппеллоне дельи Спаньоли (Испанскую капеллу), где в XVI в. встречались испанские последователи Элеоноры Толедской, жены Козимо I Медичи. В первом находится Папская часовня с фресками Гирландайо, а в последней представлены росписи Бонайути.
Из Зеленого монастыря можно также попасть в Chiostrino dei Morti (Обитель мертвых). Здесь расположена погребальная часовня Строцци с фресками, приписываемыми Андреа Орканьи или его школе.
Тематические экскурсии:
Сады Боболи — шедевр итальянского Ренессанса
Познакомиться с прообразом королевских парков Европы и узнать об увлечениях тосканских аристократов
€120 за экскурсию
В гостях у флорентийских графов
Прогуляться с семьёй благородных аристократов по их владениям с дегустацией вина или без
€550 за экскурсию
Флоренция Екатерины Медичи
Пройти по местам королевы и понять, почему её называют чёрной
€154 за экскурсию