Дата последнего обновления: 10.07.2021

Палаццо Веккьо во Флоренции: что посмотреть, режим работы и билеты, история Палаццо Синьории, залы и башня Арнольфо, адрес и как добраться

Палаццо Веккьо – хранитель истории и политическое сердце Флоренции, символизирующее всю мощь Синьории. Дворец, задуманный для размещения правителей средневековой города, Приора и Гонфалоньера Правосудия, в наши дни продолжает служить муниципальной резиденцией. Он представляет собой лучший образец гражданской архитектуры Флоренции XIV в. и является одним из самых известных и узнаваемых гражданских зданий в мире.

Дворец Веккьо хранит выдающиеся свидетельства всех важных этапов истории и искусства Тосканы, начиная с руин римского театра, продолжая роскошными залами, украшенными известными мастерами XV-XVI вв., и заканчивая захватывающими панорамными видами, открывающимися со смотровой площадки башни Арнольфо.

История Палаццо Веккьо

Строительство дворца Веккьо началось в 1299 г. по проекту Арнольфо ди Камбио, архитектора флорентийского собора Санта Мария дель Фьори и базилики Санта Кроче. Работы продолжались в течение 15 лет и завершились в 1314 г.

В XV в. строение кардинально поменяло свой внешний облик, сначала благодаря вмешательствам, проводимым Микелоццо в 1440-60 гг. по просьбе Козимо Медичи, а затем с 1494 г. – в период так называемой «Республики Савонаролы». Однако наиболее существенные изменения произошли с приходом к власти Козимо I Медичи. При нем палаццо значительно изменился как снаружи, так и внутри.

Палаццо Веккьо на Пьяцца Синьории © Cezar Suceveanu / Wikimedia Commons

Герцог поручил Баттиста ди Марко дель Тассо возвести новые пристройки. Одно крыло должно было предназначаться для размещения герцогской семьи и слуг, что функционально превращало публичный дворец в частную резиденцию Медичи. В 1555 г. руководство над строительством по поручению Козимо I взял на себя Джорджио Вазари. В результате был разработан амбициозный проект, который смог откорректировать предыдущие вмешательства и расширить дворец без изменения его внешнего облика.

Завершил комплекс Палаццо Веккьо Бартоломео Амманнати, приступивший к работам в 1588 г. по указанию великого герцога Тосканского Фердинандо I Медичи. Именно в это время для опорных конструкций были использованы радиальные стены Римского театра.

В 1865-71 гг. в Палаццо Веккьо заседал Парламент Королевства Италии. Сегодня здесь – резиденция мэра Флоренции, офисы муниципальных учреждений и музей.

Любопытный факт

26 апреля 1478 г., во время богослужения в Санта Мария дель Фьоре, было совершено нападение на Джулиано и Лоренцо Медичи со стороны заговорщиков во главе с Франческо Пацци. Джулиано погиб сразу, а Лоренцо был легко ранен и успел спрятаться в ризнице.

Заговорщиков схватили и повесили в тот же день, перекинув через оконные проемы Палаццо Веккьо. Убийце Джулиано удалось бежать в Константинополь, но султан заковал его в цепи и отправил во Флоренцию. Бернардо ди Бандини Барончелли постигла та же участь – 20 декабря 1479 г. он был повешен на дворцовом окне.

Название палаццо на Пьяцца Синьории

Первоначально дворец называли «Палаццо деи Приори». В XV в. его идентифицировали как «Палаццо делла Синьория», а в 1540 г., в связи с переводом сюда резиденции герцогов Тосканских, он стал «Палаццо Дукале». Свое нынешнее имя Палаццо Веккьо обрел после 1565 г., когда герцогский двор переехал на другой берег Арно – в Палаццо Питти.

Архитектура и знаковые детали

Дворец Веккьо будто вырублен из громаднейшего куска камня. Массивное здание имеет четкие формы и неразрывные линии карнизов, визуально разделяющие фасад на три горизонтальных блока. Дворец увенчан зубчатой короной, а его двухлопастные арочные окна выстроились двумя ровными рядами. Декоративные барельефы крестов и флорентийских лилий в верхней части проемов добавлены архитектором Микелоццо Микелоцци.

Соперничество между гвельфами и гибеллинами, воспламенявшее души флорентийцев на протяжении веков, отразилось в архитектуре Палаццо Веккьо. Прямые зубчики гвельфов и ласточкины хвостики гибеллинов улавливаются во многих деталях, а в нишах под «короной» растянулся ряд из повторяющихся 9 эмблем-гербов, отражающих политические направления Флоренции XIV в.

  • Красный крест на белом фоне – знак отличия флорентийского народа.
  • Красная лилия на белом фоне – символ Флоренции, принятый гвельфами в 1266 г.
  • Двухцветный щит – связь между Фьезоле (белый) и Флоренцией (красный) как родство матери и дочери.
  • Перекрещенные ключи – верность папству.
  • Слово «Libertas» в золоте на синем фоне – девиз свободы и независимости Флоренции.
  • Красный орел на белом поле с зеленым драконом в лапах – эмблема гвельфов.
  • Белая лилия на красном фоне – древний гибеллинский символ Флоренции.
  • Золотые лилии на синем фоне и те же лилии, но пополам с черно-золотыми полосами – гербы Анжуйской династии Капетингов.
Эмблемы-гербы под короной дворца © Gianni Careddu / Wikimedia Commons

Над входным порталом размещен декоративный мраморный фронтиспис 1528 г. с двумя львами. На фасаде установлена бронзовая доска, напоминающая о народном референдуме 15 марта 1860 г., после которого Тоскана присоединилась к Королевству Италия.

На одном из фасадных камней есть любопытный профиль, вырезанный, якобы, самим Микеланджело, когда тот держал руки за спиной. С тех пор минуло более 5 веков, но вопрос, кого же изобразил мастер, остается открытым. Самые популярные версии – автопортрет на спор с молодыми скульпторами, преступник в момент казни или тот зануда, который назойливо, но безрезультатно требовал у Микеланджело отдать долг.

Скульптуры перед Палаццо Веккьо

Слева находятся копии работ Донателло: лев со щитом – Мардзокко (оригинал в музее Барджелло) и композиция Юдифь и Олоферн (оригинал в Палаццо Веккьо). Слева от входа во дворец возвышается копия известнейшего Давида Микеланджело (оригинал в Галерее Академии) и ставший символом возвращения Медичи во Флоренцию – Геркулес и Какус работы Баччо Бандинелли (отреставрирован в 1994 г.).

Непосредственно перед входным порталом установлены две фигуры Termini marmorei, выполненные Винченцо де Росси и Баччо Бандинелли. Они изображают мифологических героев Филемона и Бавкиду.

палаццо веккьо, давид микеланджелоСтатуи Давида, Геркулеса и Какуса, фронтиспис с двумя львами на заднем плане

Внутренние дворики Палаццо Синьории

Был построен Микелоццо в 1453 г. и украшен в 1565 г. по случаю празднования свадьбы Франческо I Медичи с Иоанной Австрийской фресками Джорджо Вазари, изображающими владения Габсбургов. На сводах – гротескные росписи. В центре дворика, где ранее был колодец, установлен фонтан с копией Амур с дельфином работы Верроккьо (оригинал, датируемый 1470 г., перенесен во дворец). Отсюда или через Порта Трамонтана со стороны Виа деи Гонди можно попасть в Оружейную палату, где проводятся временные выставки.

палаццо веккьоПервый внутренник дворик с фонтаном

Во втором внутреннем дворе – Dogana – находятся билетные кассы. Рядом можно найти кафе, гардеробную и туалет. Лестница из третьего, Нового двора ведет в муниципальные учреждения.

Экскурсии во Флоренции — все самое интересное от русскоязычных гидов

Что посмотреть внутри Палаццо Веккьо

На первом этаже расположен знаменитый Зал Чинквеченто (Зал Пятисот). Он был построен в 1494 г. Симоне дель Поллайоло по заказу Савонаролы, ставшего духовным главой Флорентийской республики после смерти Лоренцо Великолепного. Название зала соответствует числу членов Большого Совета. В дальнейшем помещение было расширено Джорджо Вазари для возможности размещения герцогского двора. На стенах – огромные фрески с военными успехами Флоренции над Пизой и Сиеной. На 39 потолочных панелях – важные эпизоды из жизни Козимо I и пейзажи города.

Зал Чинквеченто © cultura.comune.fi.it

Из Зала Чинквеченто можно попасть в небольшую комнату без окон – Студиоло, построенную по заказу Франческо I и украшенную Джорджо Вазари в 1570-75 гг. Стены и сводчатый потолок украшены фресками, лепниной и скульптурами. Портреты Козимо I и его жены Элеоноры Толедской выполнены Бронзино, а изысканные бронзовые скульптуры являются работами Джамболоньи и Бартоломео Амманнати.

В другой стороне зала – апартаменты Козимо Старого, Лоренцо Великолепного, папы Льва X (Джованни Медичи). Чуть в стороне находится Зал Дуэченто с гобеленами Медичи.

Гобелены Медичи в Зале Дуэченто © Sailko / Wikimedia Commons

На втором этаже расположены приватные герцогские апартаменты (в том числе личные комнаты герцогини Элеоноры Толедской, жены Козимо I Медичи), украшенные фресками, гобеленами, статуями, картинами, старинной мебелью. Из Апартаментов Стихий можно попасть на террасу Сатурна, получившую название благодаря потолочной фреске. Отсюда открывается один из самых красивых видов на Флоренцию.

Зал Лилий и Аудиенц-зал когда-то составляли единое целое. Потолок первого украшен кессонными сотами с золотыми лилиями на густом синем фоне. Это необычное для Медичи сочетание относится к гербу Анжуйской династии, представители которой помогли Флоренции взять верх над гибеллинами. Огромная настенная фреска принадлежит руке Гирландайо. Кессонный потолок в золоте Аудиенц-зала выполнен Джулиано да Майано в 1470-76 гг., цикл настенных фресок Франческо Сальвиати датируется 1543-45 гг. Считается, что здесь можно увидеть самые старые дворцовые интерьеры.

палаццо веккьоЗал Лилий

В Зале географических карт заслуживает внимания деревянный кессонный потолок работы Диониджи Ниджетти. Но главной достопримечательностью является собрание из 53 географических карт, созданных доминиканскими монахами Иньяцио Данти и Стефано Буонсиньори.

палаццо веккьо во флоренцииЗал географических карт © cultura.comune.fi.it
Это интересно

За картой Армении есть секретный ход, которым пользовалась великая княгиня Бьянка Каппелло, вторая жена Франческо I Медичи. Вместе с мужем она разделяла страсть к алхимии, за что современники ее называли колдуньей. В комнате Бьянки есть маленькое, защищенное решеткой окно, из которого она могла незаметно наблюдать за тем, что происходит в Зале Чинквеченто.

В мезонине находится несколько помещений с типичной обстановкой старинных величественных домов Флоренции и атмосферой средневекового здания. С 1934 г. здесь располагается коллекция ценных произведений искусства Средневековья и эпохи Возрождения, подаренная городу американским коллекционером Чарльзом Лозером, напоминает в этих комнатах.

Башня Арнольфо

Над дворцом возвышается башня Арнольфо, достигающая высоты 94 м. Она была построена около 1310 г. и сегодня является одним из символов Флоренции. Часы, изготовленные аугсбургским мастером Г. Ледерле, установили в 1667 году, и до сих пор они отсчитывают время.

Внутри башни Арнольфо есть небольшая комната Альбергето, где содержались заключенные, среди которых, в свое время, были и Козимо Старший, и Джироламо Савонарола. Выше – две колокольные камеры, в которых находится полуденный колокол Мартинелла, подававший когда-то сигналы к сбору флорентийцев. Кампанилу венчает двухметровый флюгер в форме льва Мардзокко, удерживающего древко с флорентийской лилией. Это копия, а оригиналом можно полюбоваться во внутреннем дворе Доганы, недалеко от билетных касс.

Чтобы попасть на высокую площадку башни, нужно преодолеть 223 каменные ступени. Кроме того, полюбоваться захватывающими видами Флоренции можно из больших оконных проемов бывшей охранно-смотровой галереи Camminamento di Ronda, находящейся гораздо ниже и проходящей по периметру самой старой части Палаццо Веккьо.

палаццо веккьоКамминаменто ди Ронда © cultura.comune.fi.it

Доступ на башню запрещен детям младше 6 лет. Посещение не рекомендуется людям с ограниченными физическими возможностями, сердечникам, астматикам, а также страдающим от головокружений и клаустрофобии. Детей до 18 лет должны сопровождать взрослые.

Путешественники часто выбирают:

Археологическая зона под средневековым дворцом

Остатки Римского театра Флоренции обнаружили в результате археологических раскопок, проводимых в подвале Палаццо Веккьо. Древнее сооружение появилось в городе еще до нашей эры, и расширялось уже в императорскую эпоху, между I и II вв. Зрительские ряды амфитеатра поднимались к современной Пьяцца Синьории, а сцена занимала территорию вдоль Виа деи Леони, до Виа деи Гонди. Диаметр сооружения составлял около 100 м, а высота – 24 м.

Графическая реконструкция римского театра © cultura.comune.fi.it

Доступ в археологическую зону детей младше 8 лет запрещен по соображениям безопасности.

Режим работы

В обычное время Палаццо Веккьо открыт ежедневно с 09:00 до 20:00. Посетить Башню Арнольфо можно до 17:00, в случае дождя доступ ограничивается галереей.

В четверг музей и башня закрываются в 14:00.

В Зал Дуэченто можно попасть по предварительной записи с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и четверга.

Билеты в Палаццо Веккьо

Полная стоимость посещения:

  • музея – 12,50€;
  • башни и коридора Ронда – 12,50€;
  • музея и Зала Дуэченто с гобеленами – 15,50€.

До 18 лет – доступ бесплатный. Вход во внутренний дворик – свободный.

Как добраться до Палаццо Веккьо

В музей можно попасть через главный вход с площади Синьории или через боковой портал с Виа деи Гонди. Ближайшая автобусная остановка – Condotta – находится в двух шагах от Пьяцца Синьории.

Где находится Палаццо Синьории на карте Флоренции

Адрес знаковой достопримечательности Флоренции — Piazza della Signoria. Месторасположение Палаццо Веккьо на карте города поможет в составлении самостоятельных маршрутов по Флоренции.

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Мария

173

1.5 ч.

Влюбиться во Флоренцию

Понять, почему Флоренция — один из самых прекрасных городов в мире

€100 за экскурсию

Подробнее

irina

6

2.5 ч.

Быт, нравы и страсти средневековой Флоренции

Узнать захватывающую историю города и его жителей в XIII-XIV веках

€130 за экскурсию

Подробнее

Ольга

1

3 ч.

Первое знакомство с Флоренцией

Обзорная пешеходная экскурсия по городу

€180 за экскурсию

Подробнее

Ольга

2

3 ч.

Галерея Уффици: от Джотто до Караваджо

Погружение в мир Флорентийского Ренессанса и знакомство с его ключевыми работами

€180 за экскурсию

Подробнее

Мария

85

1.5 ч.

Галерея Уффици: от готики до барокко

Шедевры изобразительного искусства и судьбы художников в экскурсии по главному музею города

€100 за экскурсию

Подробнее

Мария

5

1.5 ч.

В гостях у Палаццо Веккьо

Проследить историю Флоренции от Средневековья до наших дней на примере одного уникального здания

€100 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии