Чтобы увидеть и понять все картины Уффици, потребуется несколько часов, что посетителям редко удается сделать из-за дефицита времени и насыщенности маршрута по Флоренции. Обзор знаменитых шедевров художественной галереи от 39florence.ru поможет выделить самое главное, а именно то, что нельзя пропустить во время визита. Многие из нижеперечисленных картин широко известны по фильмам, книгам, журналам, плакатам и даже заставкам десктопов, однако наяву эти произведения способны ошеломить даже подготовленную публику. Это совершенно иной опыт, забыть который невозможно!
В скобках, рядом с названием произведений, указан зал, где находится тот или иной шедевр Уффици — в соответствии с картой музейных комнат.
Маленькие фото открываются в большем формате, если на них кликнуть.
Картины Сандро Боттичелли в Уффици (А11, А12, А34)
Произведения художника размещены в нескольких залах второго этажа галереи. Две его известные картины «Примавера» и «Рождение Венеры» являются одними из самых знаменитых в мире. Они по праву занимают первое место в списке шедевров Уффици.
Мадонна с Младенцем на троне, с ангелами и святыми — Джотто (А4)
Темпера на дереве с золотым фоном была создана Джотто в 1300-05 гг. для флорентийской церкви Оньиссанти, поэтому ее часто называют «Мадонной Всех Святых». В то время художник уже добился большой известности и был востребован по всей Италии. На протяжении более столетия эта композиция представляла собой образец вдохновения для флорентийских художников.
Богородица, сидящая словно царица на троне, держит на руках Младенца, который правой рукой благословляет, а в левой держит свернутый пергамент, символ мудрости. Они находятся в остроконечной, инкрустированной полихромным мрамором скинии, напоминающей готическую архитектуру, модную около 1300 года. У подножия — коленопреклоненные ангелы, протягивающие вазы с розами и лилиями, что соотносится с чистотой и милосердием. Далее, по обе стороны от Мадонны с Иисусом расположились святые с нимбами над головами. Один из них предлагает корону, другой — литургический предмет, напоминающий о Страстях Господних.
Двойной портрет герцогов Урбино — Федерико да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца — был написан между 1465 и 1472 гг. в типичной для XV в. итальянской манере, где персонажи изображались с лицом в три четверти полотна.
Урбинский диптих — лицевая сторона
Диптих представляет реалистичные образы, но весьма идеализированные в неподвижных позах и взглядах, не устремленных на что-то конкретное, и без каких-либо эмоций. Парадное изображение героев на фоне холмистого пейзажа региона Марке, где располагались владения Монтефельтро, придает ощущение большой глубины и относится к вневременным классическим канонам.
Одна из самых известных работ Пьеро делла Франческа является частью укрепившихся отношений между художником и герцогами, у которых мастер неоднократно гостил. Бросается в глаза явный контраст между загорелым лицом Федерико и очень светлым — Баттисты. Ее бледность, помимо модных веяний эпохи Возрождения, могла намекать на раннюю смерть женщины, которая скончалась очень молодой в 1472 году.
Изображение герцогов в профиль отчасти связано с тем, что Федерико из-за потери правого глаза на рыцарском турнире никогда не позировал в анфас.
На оборотной стороне пластин представлены герцоги, которых с триумфом везут на древнеримских колесницах в окружении христианских добродетелей. Надписи на латыни восхваляют моральные ценности пары.
Мадонна с Младенцем и двумя ангелами — Филиппо Липпи (А9)
Самая известная работа Филиппо Липпи, называемая также «Липпино», была написана около 1460-65 гг. Она представляет сидящую Мадонну, обращенную к Младенцу с молитвенным жестом и словно предвещающую сыну тяжелую судьбу. Прикрытого лишь пеленами Иисуса поддерживают два ангела. Он отвечает на взгляд Марии, протягивая к ней руки. Фигуры сконцентрированы в небольшом пространстве с каменным обрамлением, что делает композицию похожей на многочисленные скульптурные рельефы, созданные флорентийскими скульпторами, современниками Филиппо Липпи. В проеме виднеется разнообразный пейзаж с видами моря, скал, зданий и растительности.
Существует неподтвержденная гипотеза о том, что лицо Богородицы было списано с Лукреции Бути, возлюбленной фра Филиппо. Молодая красавица принудительно стала монахиней, а он с детства, помимо своей воли, оказался в братстве кармелитов, однако их взаимные чувства победили. Громкий скандал, вызванный ложным похищением девушки и ее поселением в доме художника, удалось утихомирить благодаря вмешательству Козимо Старшего Медичи. В результате папа Пий II освободил пару от обетов, дав им разрешение на брак (впрочем, они так и не поженилась).
У Филиппо и Лукреции родилось двое детей — будущий художник Филиппино Липпи (в списке его работ — Капелла Бранкаччи) и дочь Алессандра.
Благовещение — Леонардо да Винчи (А35)
Картина, написанная Леонардо в 20-летнем возрасте, датируется 1472-75 гг. Сцена Благовещения происходит во дворе палаццо эпохи Возрождения, узнаваемого по типичным для флорентийской архитектуры каменным блокам pietra serena.
Благовещение — Леонардо да Винчи
Только что спустившийся с небес архангел Гавриил с лилией в руке и пока еще расправленными крыльями преклоняет колени перед Марией, приветствует ее и сообщает Благую весть. Дева принимает волю Божию с известной твердостью.
Сакральную тему Леонардо помещает в натуралистическую, земную обстановку. От ангела падает тень, его крылья напоминают образы могущественных хищных птиц. Пейзаж на заднем плане представлен типичными тосканскими кипарисами. Архитектурные элементы подчиняются правилам перспективы.
Тондо Дони — Микеланджело Буонарроти (А38)
Святое Семейство было написано Микеланджело по заказу друга — флорентийского купца Аньоло Дони, вероятно — по случаю его бракосочетания в 1504 году с Маддаленой Строцци или крещения их первенца в 1507 году. Это единственная достоверная работа мастера, выполненная темперой на дереве. Подобный круглый формат тондо высоко ценился в эпоху раннего Возрождения для домашней религиозной обстановки, и Микеланджело, безусловно, изучал эту технику.
Пирамидальная композиция группы занимает почти всю высоту и ширину тондо. По своей компактности она напоминает церковный купол, а внутри оживляется движением тел и сцепкой жестов при передаче Младенца из рук Иосифа в руки Богородицы. На заднем плане изображена балюстрада с обнаженными юношами. Возможно, они представляют язычников, отделенных от Святого Семейства низкой стеной, символизирующей первородный грех. За ней, также, находится младенец Святой Иоанн, что позволяет отнести создание картины к моменту крещения.
Тондо обрамлено оригинальной рамой, вероятно спроектированной Микеланджело. Она была вырезана Франческо дель Тассо, представителем высочайших традиций флорентийской резьбы по дереву. Здесь изображены головы Христа и четырех пророков в окружении гротесков. Слева вверху спрятаны полумесяцы — геральдический знак семьи Строцци.
Чем заняться
Мадонна со щеглом — Рафаэль Санти (А38)
Одна из самых ранних работ Рафаэля и знаковая картина итальянского Возрождения была написана в 1506 г. по поводу свадьбы торговца шерстью Лоренцо Нази и флорентийской дворянки Сандры ди Маттео Каниджари. На картине изображена Мадонна, сидящая на камне с книгой в руке и обращающая любящий взор на стоящих перед ней детей — сына Иисуса и Иоанна (Крестителя), держащего щегла — символ Страстей Христовых. В пирамидальной компоновке и соматических особенностях персонажей ощущается влияние Леонардо да Винчи.
«Мадонна со щеглом» серьезно пострадала во время землетрясения 1547 г. Картина распалась на 17 частей после обрушения потолка дома Нази. Ее сразу же отдали на реставрацию Микеле Тозини, однако от швов ему избавиться не удалось. Вернуть презентабельность получилось в 2002-08 гг. после очистки, досконального изучения, идентификации «ненужных» слоев и тщательной реставрации в Opificio delle Pietre Dure.
Эта работа Рафаэля является одной из самых копируемых в галерее Уффици.
Мадонна с длинной шеей — Пармиджанино (D4)
Художник работал над картиной с 1534 года и до своей смерти в 1540-м, но так ее и не закончил, потому как не вполне был удовлетворен результатами. Заказ поступил от сестры близкого друга Пармиджанино Элены Баярди Тальяферри, а предназначалось произведение для семейной капеллы в церкви Санта Мария деи Серви в Парме.
Мадонна изображена с неестественно длинной шеей, что может намекать на воспетую в Марианском гимне Collum tuum ut columnsa: «Твоя шея подобна колонне» (атрибут Марии). Впрочем, на картине есть и другие слишком вытянутые части тел. Богородица смотрит на спящего Младенца, чей сон воспринимается как прообраз крестной смерти, учитывая, что ангел показывает урну с отражением Распятия. Небольшая фигура справа со свитком в руке — святой Иероним.
Предполагают, что в облике Мадонны могла быть представлена аристократка Паола Гонзага, одна из самых образованных женщин своего времени. По приглашению ее супруга, графа Фонтанеллато Джан Галеаццо Санвитале, Пармиджанино работал в их семейном замке в 1523-24 гг., где на фреске в будуаре Паолы мастер написал ее в образе древнеримской богини плодородия Цереры.
Ангел-музыкант — Россо Фиорентино (D12)
Перебирающий струны лютни ангелочек представляет собой небольшой фрагмент утраченного алтаря. Рефлектографические исследования показали, что под темным фоном, добавленным позже, изображена часть архитектурного сооружения, надпись с именем автора и неясно читаемая дата 1521.
Картина поступила в Трибуну Уффици в 1605 г. с указанием авторства Россо. При описи 1634 года оно было заменено на Беккафуми, а с 1784 г. — на Франческо Ванни. Справедливость в документах восстановили в 1825 г., однако окончательный вердикт вынесли во время реставрации 2000 г., когда в правом углу обнаружили частично стертую подпись — Rubeus Florentinus.
Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни — Аньоло Бронзино (D15)
Эффектный портрет жены и второго сына герцога Козимо I Медичи является одной из величайших работ Бронзино и шедевром Уффици. Светлокожая Элеонора в шикарном платье и богатых украшениях выделяется на сине-голубом фоне, созданном из самого дорогого доступного пигмента — синего лазурита. Он традиционно использовался в итальянском искусстве для плаща Богородицы и, следовательно, является знаком преданности. Материал платья, безусловно, создавался флорентийской мануфактурой шелка, а его детальное воспроизведение можно считать рекламным ходом.
Портрет Элеоноры Толедской — Аньоло Бронзино
Портрет преследует не только цель создания образа прекрасной жены и матери. Элеонора была опытным государственным администратором и правой рукой герцога. К моменту написания картины в 1545 г. она уже трижды занимала пост главы герцогства во время отсутствия мужа.
И все же, одна из задач состояла в усилении династической роли женщины как гаранта преемственности дома Медичи. По традиции, в аристократических семьях того времени второй ребенок мужского пола предназначался для церковной карьеры, что и произошло с Джованни, рожденным в 1543 г. Элеоноре предложили дать мальчику титул кардинала еще в 6 лет, но процесс затянулся на 10 лет. Несмотря на юный возраст, в 1560 г. Джованни стал кардиналом-дьяконом, но ненадолго. Через 2 года он, брат Гарция и мать умерли от малярии, что в начале XXI в., вразрез со слухами о его убийстве, было подтверждено палеопатологическими исследованиями.
Долгое время считалось, что Элеонору похоронили в том же платье, что и на знаменитом портрете Бронзино. Однако после вскрытия гробницы выявилось иное. Могила герцогини, как и ее сына Джованни, находится в капеллах Медичи флорентийской базилики Сан-Лоренцо.
Венера Урбинская — Тициан (D23)
На одной из самых известных работ Тициана изображена символическая фигура молодой невесты на фоне изысканной обстановки богатого патрицианского дома XVI в. Пока еще нагая красавица собирается нарядиться для участия в праздновании внецерковного обряда, известного в Венеции как «Прикосновение», когда мечтающая о замужестве девушка прикасалась к руке жениха, тем самым выражая свое согласие на бракосочетание. На заднем плане служанки подбирают ей платья в сундуках с приданым.
Венера Урбинская — Тициан
Интерпретации «Венеры Урбинской» сводятся к совершенно противоположным версиям, но стоит обратить внимание на символы. Соблазнительная Венера возникла в раннем Возрождении, будучи вдохновленной древним образом «Венеры стыдливой». Букет роз в правой руке — эмблема богини, приятных ощущений и постоянства в любви, как и ваза на подоконнике с миртом, традиционно связанным с Венерой. Спящая собака в ногах — напоминание о супружеской верности.
Как свидетельствует письмо 1538 г., «Обнаженная женщина» была куплена Гвидобальдо II делла Ровере непосредственно у Тициана. Произведение прибыло во Флоренцию в 1631 г. в качестве наследства Виттории делла Ровере, последней представительницы фамилии и жены великого герцога Тосканы Фердинандо II Медичи. Долгое время она выставлялась в Трибуне Уффици, рядом с Венерой Медичи.
Картины Караваджо в Уффици (Е4-Е5)
В галерее выставлены 3 картины великого художника, которые нельзя пропустить. Две из них, написанные молодым Караваджо в конце XVI века, были подарены великому герцогу Тосканы Фердинандо I Медичи. Еще одна работа с драматическим сюжетом из библейской истории появилась в музейной коллекции в начале XX века.