Дата последнего обновления: 10.06.2021

Галерея Академии во Флоренции: главные шедевры, залы и коллекции, режим работы, билеты и экскурсии, как добраться

В 1784 г. великий герцог Тосканы Пьетро Леопольдо I объединил все флорентийские художественные школы в современную Академию изящных наук. Новое учреждение заняло помещения госпиталя Сан-Маттео XIV в. и монастыря Сан-Никколо ди Кафаджио. Основной целью было бесплатное художественное обучение талантливых детей.

Пьетро Леопольдо основал Галерею Академии с целью ознакомления учеников с творчеством мастеров прошлого. Ее экспонаты существенно пополнились в ходе подавления церквей и обителей в 1786 и 1810 гг., но музею не удалось избежать грабежей во время французской оккупации Тосканы. Здесь долгое время была выставлена знаменитая картина Боттичелли «Весна», которую в период реорганизации флорентийских музеев пришлось передать в Галерею Уффици.

Академия искусств Флоренции

Первая в Европе Академия искусств и рисунка была учреждена в 1563 г. Козимо I Медичи по инициативе Джорджо Вазари и Винченцо Боргини. Они, свою очередь, поддержали идею Джованни Анжело Монторсоли о возрождении Компании святого Луки, история которой уходит в 1339 г.

Апостолу Луке приписывается первое иконописное изображение Пресвятой Богородицы. Всего на Афоне и в Европе их насчитывает 21, в Риме – 8, в Русской церкви – около 10. Это одна из причин, почему Академии художеств называли именем святого Луки.

Роль и престиж Академии во Флоренции быстро достиг неожиданных результатов. Первым академиком, получившим звание отца и мастера искусств, стал Микеланджело Буонарроти. Вскоре многие итальянские художники присоединились к Ассоциации, в том числе Франческо да Сангалло, Аньоло Бронзино, Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманнати, Джамболонья, Тициан, Тинторетто и др. Первой женщиной, получившей членство в Академии, была Артемизия Джентилески, работы которой нередко сравнивают с творчеством Караваджо.

галерея академии флоренция, статуя микеланджело во флоренции© galleriadellaccademia

Шедевры Галереи Академии

В музее есть несколько экспонатов, прославивших галерею на весь мир.

Давид Микеланджело

Решающим событием в истории музея стало перемещение Давида Микеланджело с площади Синьории в 1873 г. Оригинальная скульптура хранилась в деревянном ящике в течение 9 лет, ожидая завершения строительства Трибуны в 1882 г., спроектированной архитектором Эмилио де Фабрисом.

Самая известная в мире скульптура высотой 5,17 м была изготовлена в 1501-04 гг. Изначально ее планировали установить вдоль восточной линии крыши Флорентийского собора вместе с серией статуй пророков, но вместо этого поместили перед Палаццо Веккьо на площади Синьории. Сегодня на этом месте стоит копия знаменитого Давида Микеланджело.

Святой Матфей Микеланджело

Незаконченная скульптура из мрамора высотой 216 см изображает евангелиста Матфея. Она была частью серии из двенадцати апостолов, заказанных Микеланджело представителями богатой гильдии шерсти для собора Санта Мария дель Фьоре. В договоре от 1503 г. определялась периодичность изготовления – одна статуя в год.

В 1505 г. Микеланджело уехал в Рим по приглашению папы Юлия II, после чего контракт с ним был расторгнут. Скульптура так и осталась незаконченной. Она находилась в Opera del Duomo до 1834 г., после чего была перемещена в атриум Академии. Свое место в Galleria dei Prigioni фигура заняла одновременно с Узниками Микеланджело в начале XX в.

Пленники Микеланджело

Четыре мраморных изваяния высотой более 2,5 м – Пробуждающийся, Атлант, Молодой и Бородатый – изготавливались приблизительно в период 1525-30 гг. для гробницы папы Юлия II в римской базилике Сан Пьетро ин Винколи, но так и не были закончены. Еще в 1564 г. они оставались в мастерской Микеланджело на Виа Моцца, а затем племянник Микеланджело Леонардо передал их герцогу Козимо I Медичи. Последний поместил фигуры в грот Буонталенти (сады Боболи), где они находились до 1908 г. Их можно увидеть в Galleria dei Prigioni.

галерея академии флоренция, давид флоренция микеланджело, статуя микеланджело во флоренцииGalleria dei Prigioni и вид на Трибуну Давида © galleriadellaccademia

Пьета Палестрины

Мраморная скульптурная группа высотой 251 см датируется приблизительно 1555 г. Ее авторство приписывают Микеланджело, хотя сомнений на этот счет немало. Впервые Пьета часовни Барберини в церкви Святой Розалии в Палестрине (провинция Рим) была описана в книге «Storia di Palestrina» Леонардо Чеккони, изданной в 1756 г.

Финансовые затруднения в период экономического кризиса первой половины XX в. вынудили Марию Барберини продать часть принадлежащих семье художественных ценностей. В их число вошла и Палестринская Пьета. Переговоры велись с немецким предпринимателем, который после покупки планировал перевезти скульптуру в нью-йоркский Метрополитен-музей, но Италия экспорт заблокировала. В 1939 г. генуэзец-ломбардец Джероламо Гаслини, обвиняемый в то время в налоговом мошенничестве, любезно согласился на просьбу Дуче заплатить млн. лир за Пьету. Именно так скульптурная группа оказалась в Галерее Академии Флоренции. Сегодня ее можно увидеть в Galleria dei Prigioni.

Похищение сабинянок Джамболоньи

Гипсовая композиция 1582 г. в зале Колоссо – одна из редких сохранившихся моделей XVI в., выполненных в масштабе 1:1 для мраморной версии. Оригинал, вырезанный из цельного белокаменного блока, можно увидеть в Лоджии деи Ланци на площади Синьории.

галерея академии флоренция, похищение сабинянок джамболоньяЗал Колоссо © galleriadellaccademia

Многофигурная скульптура представляет эпизод из легендарного прошлого Рима, когда у приглашенных на праздник соседей-сабинян римляне вероломно похитили дочерей и сестер. Это стало причиной войны между народами, которую остановили сами женщины, встав между отцами и братьями с одной стороны и уже мужьями-римлянами с другой.

Залы и коллекции

Галерея Академии занимает два этажа. В музее собраны коллекции скульптуры, живописи и музыкальных инструментов.

Зал Колоссо

Именно отсюда начинается ознакомительный маршрут по музейным экспозициям. Его название связано с Диоскурами ди Монтекавалло, которые были выставлены в этом зале в XIX в.

В центре установлена гипсовая композиция «Похищение сабинянок» Джамболоньи. На стенах – многочисленные примеры флорентийской живописи XV-XVI вв., где можно увидеть работы Перуджино, Филиппино Липпи, Доменико Гирландайо и других мастеров. Особое место занимают картины Ботичелли «Мадонна у моря», «Мадонна с младенцем, двумя ангелами и Иоанном Крестителем».

Стоит обратить внимание на картину недалеко от входа – «Кассоне Адимари» Скеджа. Она вряд ли имеет отношение к свадебному сундуку cassone, так как имеет слишком большую длину – 3 метра, а вот к знатному флорентийскому семейству Адимари – вполне может быть близка. Предполагается, что здесь изображен свадебный пир по случаю бракосочетания Бокаччо Адимари и Лизы Рикасоли. На картине можно увидеть баптистерий и средневековые улицы, дорогие парчовые одежды, свидетельствующие об обычаях и богатстве благородных флорентийцев эпохи Возрождения.

галерея академии флоренция«Кассоне Адимари» Скеджа

Галерея Приджиони

Здесь находятся Пленники (Prigioni) Микеланджело, Пьета Палестрины и Святой Матфей, а у входа – бюст самого мастера работы Даниэле да Вольтерра. Именно поэтому галерею часто называют Коридором Микеланджело. На стенах представлены работы Гирландайо, Франческо Граначчи, Андреа дель Сарто, Мариотто Альбертинелли.

Трибуна Давида

Самая известная часть Галереи Академии с ее главным шедевром Давидом Микеланджело начинается сразу за Prigioni. Трибуна расширяется двумя рукавами с серией картин Алессандро Аллори и работами мастеров школы маньеризма.

Гипсотека

В зале выставлена коллекция оригинальных гипсовых слепков и моделей Лоренцо Бартолини, профессора Академии и одного из самых важных итальянских скульпторов рубежа XVIII-XIX вв., а также его ученика – Луиджи Пампалони. Кроме того, здесь находится монохромная фреска Понтормо, датируемая началом XVI в. На ней изображен эпизод из жизни женского отделения госпиталя Сан-Маттео. Наряду с этими работами в гипсотеке можно увидеть произведения XIX в., авторы которых учились и преподавали в Академии.

Залы готической живописи

галерея академии флоренция

Последняя часть первого этажа Галереи Академии посвящена флорентийской готической живописи. Она занимает 3 зала. Первый посвящен XIII – началу XIV в. Здесь представлено ядро самых древних произведений искусства в виде готических картин и полиптиков, расписных распятий, изображений Девы Марии с Младенцем и сцен из жития святых. Наиболее примечательное панно «Древо жизни» Пачино ди Бонагвида датируется 1305-10 гг.

Во втором зале представлены работы XIV в. флорентийских художников, последователей Джотто, а также фрагмент отдельной фрески из Бадиа Фиорентина, приписываемый самому Джотто. Примечательными работами являются расписное Распятие Бернардо Дадди и серия панелей Таддео Гадди со сценами из жизни Христа и святого Франциска Ассизского.

В третьем зале размещены работы Андреа ди Чионе, известного как Орканья, и его трех братьев-художников – Нардо, Маттео и Якопо. Самыми важными здесь являются «Коронация Богородицы» Якопо ди Чионе, «Пятидесятница» Орканьи, «Троица» Нардо ди Чионе.

«Пятидесятница» Орканьи

2 этаж: конец XIV – начало XV вв.

Здесь всегда бывает меньше туристов, чем на нижнем уровне, но сюда обязательно стоит заглянуть. В небольшом вестибюле можно увидеть панно «Избиение младенцев» мастерской Якопо ди Чионе и потрясающую позолоченную «Мадонну Смирения» Сильвестро деи Герардуччи.

В большом зале выставлены запрестольные образы, сделанные по заказу зажиточных флорентийских гильдий для церквей и монастырей. Работы богато украшены позолотой, башнями, шпилями, колоннами, аллегориями, гербами. Особого внимания заслуживают грандиозное «Благословение» Джованни дель Биондо, очаровательное «Благовещение» Лоренцо Монако, полиптих «Коронация Богородицы» выполненный несколькими мастерами, вышитое на шелке золотыми и серебряными нитями «Священное облачение».

галерея академии флоренция«Благословение» Джованни дель Биондо

Еще один зал посвящен международной готике. Вход в него предваряют два расписных креста. Здесь собраны работы Лоренцо Монако, Джерардо Старнина и др. Отдельно представлена коллекция икон русской школы, датируемых XVI-XVIII вв.

Музей музыкальных инструментов

В крыле Флорентийской консерватория им. Луиджи Керубини находится коллекция из 50 музыкальных инструментов Великих герцогов Тосканы, демонстрирующая важную роль музыки в повседневной жизни и официальных торжествах двора Медичи. Здесь представлены элегантные клавесины, струнные и духовые инструменты, изобретенное Бартоломео Кристофори около 1699 г. фортепиано, предназначенное для Фердинандо Медичи.

Одним из самых ценных является единственный в своем роде «теноровый альт», изготовленный Антонио Страдивари в 1690 году. Инструмент выполнен из красной ели и клена, украшен гербом Медичи из перламутра, слоновой кости и черного дерева.

Тематические экскурсии:

Галерея Академии и Капелла Медичи: 2 музея за 2 часа

Великое наследие Возрождения и тайны одной из самых влиятельных и богатых династий в истории Италии

€100 за экскурсию

Подробнее
Шедевры Галереи Академии

Погрузиться в мир изящных искусств и классической скульптуры во втором по важности музее города

€100 за экскурсию

Подробнее
Микеланджело Буонарроти: понять гения

Прикоснуться к идеям великого мастера Возрождения в Капелле Медичи и Галерее Академии

€134 за экскурсию

Подробнее

Полезная информация

В музее нет гардероба, поэтому посетителей с большими сумками и рюкзаками внутрь не пускают.

Туалеты доступны только в конце маршрута. Они находятся рядом с лифтом на 1 этаже.

Для подтверждения льгот требуется предъявлять удостоверяющий документ.

На посещение музея рекомендуется планировать как минимум 2 часа.

Режим работы

Галерея Академии открыта с 09:00 до 18:45. Выходные – понедельник, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Билеты

Стоимость полного билета – 8 евро, льготного – 2 евро (граждане ЕС и туристы из стран, поддерживающих «условия взаимности», возрастом 18-25 лет). Бесплатно – до 18 лет и в первое воскресенье месяца с октября по март. Для лиц 65+ скидки не предусмотрены, вне зависимости от гражданства.

Чтобы избежать очереди во второй по популярности музей Флоренции, билет рекомендуется бронировать заранее.

Как добраться до Галереи Академии Флоренции

Вход и касса находятся на улице Виа Рикасоли, 58/60. До площади Сан Марко можно доехать автобусом №10. Чуть дальше находится остановка «Сантиссима Аннунциата», куда следуют автобусы № 6, 14, 23, 31, 32.

Часто задаваемые вопросы

Оригинальная статуя Давида Микеланджело находится в Галерее Академии во Флоренции, в зале Трибуна Давида

Кроме Давида, в Галерее Академии есть еще несколько работ Микеланджело - четыре Пленника (Узника), святой Матфей и приписываемая мастеру Пьета Палестрины

В Галерее Академии находится оригинальная гипсовая модель скульптуры Похищение сабинянок. Оригинал из мрамора работы Джамболоньи расположен в Лоджии Ланци на площади Синьории

  

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

irina

11

2.5 ч.

Данте, «Божественная комедия» и Флоренция

Увидеть средневековую Флоренцию глазами главного итальянского поэта и философа

€150 за экскурсию

Подробнее

Natalia

8

3 ч.

Девичник во Флоренции

Весело, легко и игриво провести время в прекрасной столице Тосканы

€250 за экскурсию

Подробнее

Яна

0

4 ч.

Скарперия — уютная и нетуристическая Тоскана

Познакомиться с городом ножей, посетить сыроварню 13 века и отведать пасту в аутентичной таверне

€180 за экскурсию

Подробнее

Марина

2

2.5 ч.

Палаццо Питти и сады Боболи за 1 день

Прикоснуться к роскоши главного дворца Флоренции и погулять по старинному парку со скульптурами

€127 за экскурсию

Подробнее

Ольга

0

2 ч.

Лев, телец и орёл: животные в истории Флоренции

Узнать о всех созданиях — больших и малых — оставивших след в архитектуре города

€130 за экскурсию

Подробнее

Дарья

3

2 ч.

Каменная живопись

История и традиции знаменитого искусства флорентийской мозаики

€200 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии