Площадь Сан Марко расположена в северной части исторического центра Флоренции. Она имеет четырехугольную форму, ограниченную элегантными зданиями, среди которых доминирует фасад базилики Сан Марко. В центре пьяцца расположена небольшая зеленая зона, окруженная скамейками, и бронзовая статуя генерала Манфредо Фанти.
С раннего утра до поздней ночи площадь Святого Марко наполнена людьми. На скамейках любят собираться студенты, ее пересекают спешащие по своим делам флорентийцы, сюда приходит много туристов для ознакомления с комплексом Сан Марко, а также путешественников, устремляющихся в самостоятельные поездки по окрестностям столицы Тосканы. А еще — здесь много голубей, как и на одноименной венецианской площади, и припаркованных рядами велосипедов и моторини (традиционных для Италии скутеров).
История площади Сан Марко во Флоренции
В древности район назывался Сан Марко аль Кафаджо, или Сан Марко Нуово, во избежание путаницы с Сан Марко Веккьо. Площадь на месте огороженного лесного массива появилась в первой половине XV века, когда Козимо Медичи Старый (1389-1464) поручил Микелоццо (1396-1472) построить церковь и монастырь для монахов-сильвестринцев. Позже комплекс перешел к братьям-доминиканцам из монастыря Сан Доменико во Фьезоле.
Во времена, когда Джироламо Савонарола (1452-98) являлся приором, площадь и весь комплекс Сан Марко превращались в арену драматических столкновений между сторонниками реформатора пьяньони и его противниками.

Расположение площади Святого Марка и что посмотреть рядом
На Пьяцца Сан Марко сходится несколько улиц:
- Via Camillo Cavour и Via Ricasoli, ведущие к собору Санта Мария дель Фьоре. На первой находится Палаццо Медичи-Риккарди, на второй — Галерея Академии;
- Via degli Arazzieri, переходящая в Via Ventisette Aprile и дающая направление к Пьяцца делла Индипенденца (площадь Независимости) и Фортецце да Бассо (Нижней крепости);
- Via Cesare Battisti, по которой можно дойти до церкви Сантиссима Аннунциата, Воспитательного дома с музеем Оспедале дельи Инноченти и еще двух музеев — Египетского и Национального археологического;
- Via Giorgio la Pira, где находится Музей естественной истории и Ботанический сад Флоренции.
Базилика Сан Марко
Над площадью Святого Марка возвышается одноименная церковь, изначально входившая в состав доминиканского монастыря Сан Марко, где с 1489 года жил Джироламо Савонарола и в котором с 1869 года располагается музей Сан Марко с потрясающими фресками фра Анджелико.
Фасад базилики был выполнен в неоклассическом стиле фра Джован Баттиста Паладини. Он датируется 1777-78 гг. Внутри однонефной церкви находятся многочисленные часовни, украшенные великими флорентийскими мастерами. Наиболее известными являются капеллы Сальвиати с работами Алессандро Аллори и Серральи (Сакраменто) с росписями Санти ди Тито и Бернардино Поччетти.
Здания на Пьяцца Сан Марко
На пересечении с Виа Чезаре Баттисти расположено здание, выкрашенное в черепичный цвет. В нем когда-то размещался Учебный колледж, а сейчас находятся центральные офисы ректората Флорентийского университета. Справа от него — Академия изящных искусств, бывший госпиталь Сан Маттео. Эта первая в Европе Академия живописи была основана в 1561 г. Джорджо Вазари, Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманати при поддержке Великого герцога Тосканы Козимо I. На площадь Сан Марко выходит портик с люнетами над тремя входными порталами, украшенными Андреа Роббиа.
Слева от церкви Сан Марко находится здание, связанной с любовной историей. Это — Палаццина делла Ливия, построенная между 1775 и 1780 годами по проекту архитектора Бернардо Фаллани в качестве резиденции для Великого герцога Тосканы Леопольда II (1797/99-1870). В 1786 году он подарил дворец своей возлюбленной — танцовщице Ливии Мальфатти Раймонди. В 1865 году в здании разместилась часть офисов Главного управления государственного имущества и налогов, а сегодня в нем находится Офицерский клуб.
Напротив палаццины, на другой стороне Виа Арацциери, располагался монастырь Санта Катерина XVI века, финансируемый за счет пожертвований семей де Росси и Ручеллаи, а также госпиталь. Их закрыли в 1808 году, и помещения передали Королевскому военному командованию. Во времена, когда Флоренция имела статус столицы Италии (1865-1870), в здании находилось военное министерство, а сегодня бывший монастырский комплекс является резиденцией регионального штаба Военного командования.
Бьянка и Франческо

С южной стороны Сан Марко стоят здания попроще. В этом ряду, в доме под № 21, напоминавшем хибару, жила Бьянка Каппелло (1545-87), получившая прозвище «колдунья». Венецианская патрицианка, изнеженная и привыкшая к роскоши, в возрасте 15 лет ограбила отца и сбежала из семьи со своим возлюбленным Пьетро Бонавентури (1546-1570/72). Прибыв с ним во Флоренцию, она быстро поняла, что юноша ее обманул. На самом деле, он был из бедной семьи и не мог предоставить девушке элементарных удобств и достойного общения. И тут вдруг на горизонте появился наследный принц Франческо I Медичи (1541-87).

Говорят, что будущий Великий герцог Тосканы случайно увидел Бьянку в окне дома на Пьяцца Сан Марко, влюбился в нее и тайно организовал личную встречу. В дальнейшем женщина стала не только любовницей Франческо I на долгие годы, получающей все внимание и дорогие подарки, но и его второй женой, причем — через 3 месяца после подозрительной смерти первой супруги, герцогини Иоанны Австрийской. Франческо и Бьянка ушли из жизни с разницей в 1 день. По официальной версии — они болели малярией, а по неофициальной — имело место отравление.
Что касается Пьетро Бонавентури, то он получил от Медичи высокую должность и солидное жалование, что предоставило возможность оказаться в числе молодых богатых флорентийцев. Он вел себя чрезвычайно вызывающе и был склонен к интригам. В конце концов, его зарезали на углу дворца, подаренного Бьянке ее любовником.
Тематические экскурсии:
Базилика Санта-Мария-Новелла и средневековая аптека: истории за фасадами
Как доминиканцы, художники и учёные меняли историю Флоренции
€27 за одного
Легенды и секреты Флоренции — для взрослых и детей
Обнаружить необычные детали и услышать любопытные истории на экскурсии по нетуристическим тропам
€200
Флорентийские страсти: любовь, интриги, преступления
Взглянуть на колыбель Ренессанса с другого ракурса и увидеть город в его «человеческом» облике
€120