Палаццо Питти, расположенный на одноименной площади в самом сердце флорентийского района Ольтрарно, был дворцом великих герцогов Флоренции и Тосканы, здесь жили Медичи, затем — Лотаринги, а после объединения Италии, когда Флоренция являлась столицей государства, — Савойи. Сегодня Палаццо Питти с его богато украшенными залами и великолепными садами Боболи остается образцом великой и новаторской архитектуры эпохи Возрождения.
Великолепный дворец, самый большой среди многочисленных палаццо Флоренции, был возведен в 1458-64 гг. и впоследствии неоднократно расширялся. Его строительство начал амбициозный банкир Лука Питти. Он поставил перед собой цель создания грандиозного по масштабам здания, которое по престижности превосходило бы резиденцию его соперников Медичи, а именно — известный сегодня Палаццо Медичи-Рикарди. Питти мечтал даже окна своего дома сделать больше входного портала их дворца, а внутренний дворик — не меньше его размеров. А ведь Лука считался близким другом основателя династии Медичи — Козимо Старого, и даже пользовался его покровительством, что, впрочем, не помешало Питти устроить в 1458 году заговор против Медичи.
После смерти Козимо в 1464 году, на Луку обрушились финансовые трудности, в связи с чем строительство дворца было приостановлено по причине отсутствия денежных средств. Он умер в 1472 году, так и не увидев полноценного осуществления своей мечты. Мало того, Палаццо Питти в 1549 году у обедневшего потомка влиятельного банкира приобрели Медичи в лице жены великого герцога Тосканского Козимо I — Элеоноры Толедской. Она намеревалась получить альтернативную резиденцию в более спокойном районе Флоренции, чем было ее первое пристанище в Палаццо Веккьо. С этого момента началась резкая трансформация района Ольтрарно, а Палаццо Питти превратился в резиденцию Великих герцогов Тосканы.
Как выглядел Палаццо Питти около 1599 года
Интересные факты:
Мария Медичи (1575 — 1642 гг.), будущая королева Франции, провела во дворце свои юные годы. Здесь же состоялось ее венчание по доверенности с Генрихом IV. Для Марии в предместье Сен-Жермен был построен Люксембургский дворец, напоминавший вдовствующей королеве ее родную обитель.
В 1737 году владение Палаццо Питти перешло к представителям новой династии Великих герцогов Тосканы из Габсбург-Лотарингского дома. Это случилось после смерти Джана Гастоне, последнего по прямой мужской линии представителя рода Медичи.
В начале 1800-х дворец принадлежал Бурбонам. Наполеон во время своего правления в Италии использовал Палаццо Питти в качестве своей резиденции.
В 1833 году, при Великом герцоге Тосканы Леопольде II из Габсбург-Лотарингского дома, часть дворца Питти открыли для публики в качестве музея.
В 1865 году, когда Флоренция была объявлена столицей объединенной Италии, дворец заняла королевская семья Виктора Эммануила II. Здесь он проживал до 1871 года.
В 1919 году Палаццо Питти, по указанию короля Витторио Эмануэле III, был передан в дар Итальянскому государству. В нем разместился государственный музей, по сей день открытый для публики.
Несмотря на то, что дворец был заселен на протяжении четырех веков тремя династиями: Медичи, Габсбург-Лотарингами и Савойя, он до сих пор носит имя своего первого владельца, флорентийского банкира Луки Питти. При нем фасад здания имел три большие входные двери и два уровня из семи окон.
Дворец Питти: описание кратко
Ширина трехуровневого центрального фасада, украшенного флорентийским рустом и огромными арочными окнами, составляет 205 метров, высота каждого уровня — 12 метров, а общая высота — около 38-ми. Боковые корпуса, выступающие на площадь, создают впечатление ее полузакрытости и некой изолированности от улицы.
Главный портал ведет во внутренний двор, носящий имя его автора — Амманати. Садовые фасады украшены рустиком и муфтированными полуколоннами. «Навесная» галерея с фонтаном Артишока открывает зрелищный вид на сады Боболи. Под ней расположен грот Моисея.
Согласно Вазари, автором проекта дворца должен считаться Филиппо Брунеллески, однако эта теория не имеет исторических свидетельств, да и строительство палаццо началось спустя 12 лет после смерти выдающегося мастера эпохи Возрождения. Официальная версия упоминает о его помощнике — итальянском архитекторе времен кватроченто Луке Фанчелли. Он сумел создать элегантное здание, украшенное большой дворцовой площадью, что было абсолютной новинкой в жилой архитектуре того времени.
Вазари соединил Палаццо Питти с Уффици знаменитым коридором, названным его именем. Эта крытая галерея, проходящая над Понте Веккьо, была построена мастером в течение пяти месяцев в 1565 году к бракосочетанию с Иоанной Австрийской Франческо I Медичи, будущего великого герцога Тосканы.
Обустройством дворцовых садов Боболи занимались Никколо Триболо, Бартоломео Амманати, Джорджо Вазари, Бернардо Буонталенти, Джамболонья и др.
Дворец стал постоянным местом размещения коллекции произведений искусства семьи Медичи при Великом герцоге Тосканы Фердинандо I. Сегодня палаццо является домом для нескольких популярных музеев и галерей. Великолепные сады Боболи считаются музеем под открытым небом. На их территории, в Казино дель Кавальере, расположен Музей фарфора.
Палатинская галерея
Художественная галерея, разделенная на 28 залов, была создана Лотарингскими герцогами в начале XIX века. Работы здесь изначально выставлялись не в хронологическом порядке, а в соответствии с личными вкусами и предпочтениями владельцев. Залы, куда ведет монументальная лестница Амманнати, во времена Медичи являлись апартаментами Великого герцога и комнатами для приема гостей. Они создают поистине ошеломляющий фон для присутствующих здесь уникальных художественных произведений. Названия залов, расписанных фресками Пьетро да Кортона (1596 — 1669 гг.), носят имена мифологических героев — Венеры, Аполлона, Марса, Юпитера и Сатурна.
Ядро коллекции картин Галереи Палатина составляют работы Тициана и Рафаэля, попавшие в дом Медичи вместе с наследством жены Фердинанда II Медичи и последней представительницы прямой линии герцогов Урбино из дома делла Ровере — Виттории. Следует отметить, что столько картин Рафаэля, как здесь, нет ни в одном другом музее мира. От имен художников выставленных в музее работ идет кругом голова — Боттичелли, Филиппо Липпи, Андреа Поццо, Караваджо, Лука Синьорелли, Артемизия Джентилески, Якопо Понтормо, Вазари, Гвидо Рени, Гирландайо, Тинторетто, Аннибале Карраччи и многие другие.
Также в Палатинской галерее можно увидеть скульптуры, древнеримские статуи, работы художников фламандской и голландской школы.
Королевские апартаменты
В комплекс входит 14 Королевских залов и 6 так называемых Апартаментов гобеленов. Первые предназначались для проживания герцогских семей Медичи и Габсбургов-Лотарингов, а также королевской семьи Савойи. Здесь, в основном, представлена обстановка резиденции того периода, когда Флоренции была столицей объединенной Италии.
Апартаменты гобеленов в эпоху Медичи использовались для приема и размещения выдающихся личностей той эпохи, во время их официальных визитов во Флоренцию. Гобелены, покрывающие стены, принадлежат флорентийской школе или происходят из Франции и Бельгии. Они датируются XVII-XIX вв.
Художественный музей занимает 30 комнат на втором этаже Палаццо Питти и его северного крыла. Обширная коллекция предлагает ознакомиться с итальянским искусством периода с конца XVIII в. до первых десятилетий XX ст. Здесь, также, представлены современные скульптуры и работы иностранных художников. В галерее есть коллекция, связанная с темой итальянского Рисорджименто, и площади для временных выставок.
В собрание сокровищницы со сказочными богатствами входит коллекция ваз Лоренцо Великолепного, древние амфоры, драгоценные камни, изделия из золота, серебра, горного хрусталя, янтаря и слоновой кости. Здесь присутствуют «Зальцбургские сокровища», миниатюрный макет площади Синьории из золота и драгоценных камней, предметы ювелирного искусства, камеи, китайский фарфор и др.
Музей моды и костюма
Экспозиция размещена в Палаццине делла Меридиана, южном павильоне Палаццо Питти. Здание получило свое название благодаря комнате Меридиана, построенной по совету астронома Винченцо Вивиани между 1693 и 1696 гг. Гномон находится на фреске Аллегории времени. В Музей моды есть, также, доступ из садов Боболи.
Галерея костюмов была основана в 1983 г. и на сегодняшний день включает более 6000 единиц хранения. Здесь можно увидеть старинную одежду XVI в., аксессуары, театральные и кинематографические костюмы, отследить модные тенденции, благодаря присутствию множества престижных образцов известных итальянских и зарубежных дизайнеров, таких как Валентино, Армани, Версаче, Пуччи, Миссони, Ив Сен-Лорана и др. Среди исключительных раритетов музея — погребальная одежда великого герцога Козимо I Медичи, его жены Элеоноры Толедской и их сына Гарция, умершего от малярии в пятнадцатилетнем возрасте.
Музей русской иконы
Коллекция русских икон в Галерее Уффици представляет собой старейшее собрание подобного рода за пределами Древней Руси. За исключением нескольких экземпляров, принадлежавших Медичи и относящихся к XVI-XVII вв., к 1761 году иконы вошли в собрание великих герцогов Тосканы из династии Габсбургов-Лотарингов.
Экспонаты выставлены на первом этаже музея, в комнатах Летних апартаментов, оборудованных для будущего великого герцога Козимо III и его невесты Маргариты Луизы Орлеанской по случаю их свадьбы, состоявшейся в 1661 году. Сердцем резиденции был большой центральный зал, который в 1766 году великий герцог Пьетро Леопольдо захотел превратить в Палатинскую капеллу.
Режим работы
Палаццо Питти можно посетить ежедневно с 08:15 до 18:30, кроме понедельника, 1 января и 25 декабря.
Билеты
Полная стоимость разового посещения музеев Палаццо Питти — 16 евро (+ предварительное бронирование). Льготный билет по цене 2 евро доступен для граждан ЕС 18-25 лет. Дети до 18 лет — бесплатно.
Комплексный билет на 5 дней в Уффици, дворец Питти, сады Боболи и музей Opificio delle Pietre Dure (по одному разу) стоит 38 евро.
Внимание!
Во время проведения в Палаццо Питти временных выставок стоимость билетов возрастает. Также цена меняется в зависимости от туристического сезона.
Чем заняться
Как добраться до Палаццо Питти
Дворец расположен в пешей доступности от Понте Веккьо — одной из главных достопримечательностей Флоренции. В непосредственной близости от Палаццо Питти останавливаются автобусы № 11 и С4.