Дата последнего обновления: 28.10.2022

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции: история и архитекторы, фасад, что посмотреть внутри, купол Брунеллески, режим работы и билеты

Дуомо Флоренции строился с 1296 и был освящен в 1436 году. К моменту окончания работ собор Санта Мария дель Фьоре был самым большим храмом в Европе. Его длина составляет около 153 м, ширина нефов — 38 м, трансепт – 90 м. Высота здания – почти 115 м, общая площадь – 8,3 тыс. кв. м, а вместимость – более 20 000 человек.

Здание венчает уникальный купол работы великого архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.), куда туристы могут подняться и полюбоваться панорамными видами на Флоренцию и окружающие холмы. Также увидеть город с высоты птичьего полета позволяет отдельно стоящая колокольня Джотто высотой 84,7 м и террасы Дуомо. Многие восхищаются красивым и элегантным фасадом собора, но далеко не все догадываются, что выполнен он был относительно недавно.

История собора Санта Мария дель Фьоре

К концу XIII века раннесредневековый собор Флоренции Санта Репарата оказался слишком маленьким для процветающего города. К тому же, за 9 столетий своего существования он начал постепенно разрушаться. К 1294 году (возможно – в 1289-м) было принято решение заменить его более крупным и красивым новым собором. Работа над Санта Мария дель Фьоре (полное название флорентийского Дуомо) началась в 1296 году, во всяком случае – в сентябре этого года был заложен первый камень в фундамент будущего здания.

Собор Санта Мария дель Фьоре © Ankitaganguly2912 / Wikimedia Commons

Архитекторы Дуомо Флоренции

Проект и руководство строительством собора было поручено архитектору и скульптору Арнольфо ди Камбио, курировавшему работы до 1302 года. Он умер в 1310-м, после чего дела пошли не так быстро и, возможно, работы даже полностью прекратились, о чем свидетельствует структура боковых фасадов.

В 1330-х гг. могущественная гильдия Шерстяного искусства (Arte della Lana) взяла на себя дальнейшую реализацию проекта. Новый стимул дало обретение церковью Санта Репарата мощей святого Зиновия Флорентийского. В 1334 году главным архитектором Флоренции был назначен Джотто. В его обязанности, в том числе, входила забота о Дуомо. Подобное назначение могло бы стать неожиданностью, поскольку Джотто ди Бондоне (ок. 1266-1337 гг.) в первую очередь известен как художник. Однако следует учитывать, что многие мастера того времени являлись эрудитами, поэтому одновременно работали художниками, мозаичистами, скульпторами и архитекторами. Микеланджело, например, считал себя прежде всего скульптором, но, тем не менее, ему было поручено расписать потолок Сикстинской капеллы в Риме.

Джотто, безусловно, являлся знатоком архитектуры, но вместо продолжения строительства собора Санта Мария дель Фьоре он занялся возведением кампанилы. К моменту смерти мастера в 1337 году, был закончен только первый ярус колокольни, а в 1348-м работы и вовсе остановили из-за эпидемии чумы. Кампанилу Джотто завершили только в 1359 году, примерно через 22 года после смерти художника-архитектора.

Интерьер собора © duomo.firenze.it

Джотто сменил Андреа Пизано (ок. 1290-1349 гг.), который, также, был ответственен за первый комплект бронзовых дверей Баптистерия. Далее эстафету подхватил флорентийский архитектор Франческо Таленти (1300-69 гг.), внесший серьезные изменения в дизайн Арнольфо Ди Камбио, послужившие значительному увеличению собора Санта Мария дель Фьоре. В 1360-х гг. работы вел Джованни ди Лапо Гини. Было еще несколько архитекторов, в том числе Андреа ди Бонайуто, Бенчи и Андреа ди Чионе, Таддео Гадди, Нери ди Фиораванти. К 1380 году завершили свод центрального нефа и боковые нефы.

Однако до финала было еще далеко, так как купол и возвышающийся над ним барабан все еще отсутствовали, да и украшение фасадов требовало продолжения.

Путешественники часто выбирают:

Купол Брунеллески

Это было непросто, поскольку ширина купола должна была составлять около 42 м. Ди Лапо Гини хотел построить купол, поддерживаемый аркбутанами, что было довольно обычным явлением в готической архитектуре. Однако большинство итальянских архитекторов сочли эти опорные арки некрасивыми. Один из архитекторов Дуомо Флоренции Нери ди Фиораванти разработал альтернативную модель без контрфорсов, которая была выбрана вместо дизайна Джованни ди Лапо Гини. Однако она так и не была реализована.

Только в 1418 году провели конкурс на разработку нового купола для собора Санта Мария дель Фьоре. Среди участников были Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.) и его соперник Лоренцо Гиберти (1378–1455 гг.). Последний обошел Брунеллески в предыдущем соревновании, связанном со строительством второго набора дверей для Баптистерия, но на этот раз победил Брунеллески. Есть упомянутая Вазари история о том, что Филиппо удалось убедить жюри в своем замысле, заставив яйцо стоять вертикально на мраморной тарелке, плотно прижав его к поверхности и повредив, тем самым, нижнюю часть. Эта история, без сомнения, сфабрикована, но нужно признать, что купол Брунеллески действительно похож на яичную скорлупу. Он был действительно гением, создавшим самонесущую конструкцию с двойными стенками, выдержавшую испытание временем. Кроме того, мастер спроектировал несколько подъемных машин для доставки строительных материалов на огромную по тем временам высоту.

© Bruce Stokes (CC BY-SA 2.0) / flickr.com

Возведение купола Брунеллески продолжалось в 1420-36 гг. Когда он был завершен, папа Евгений IV (1431–1447 гг.), наконец, освятил Дуомо Флоренции. Это случилось 25 марта 1436 года, в первый день Нового года по флорентийскому календарю, что совпадало с датой Благовещения. В соборе Санта Мария дель Фьоре в 1439 году прошел Флорентийский собор, где была подписана Флорентийская уния.

Брунеллески дожил до завершения строительства купола, но умер в 1446 году, вскоре после начала возведения латерны, завершенной только в 1461 году. Он разработал дизайн, который вновь пришлось защищать на конкурсе проектов. Венчающие башенку медный шар и крест добавил в 1471 году Андреа дель Верроккьо (ок. 1435–1488 гг.), учитель Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Наконец-то, строительство Дуомо Флоренции было завершено.

Фасад флорентийского собора

Украшение фасада было начато еще при Арнольфо ди Камбио в начале XIV века, и, возможно, сам мастер создал ряд статуй с религиозным посланием. Но по каким-то причинам работы остались незавершенными, успели оформить лишь нижнюю часть фасада. В XVI веке великий герцог Тосканский Франческо I Медичи (1541–1587 гг.) поручил архитектору Бернардо Буонталенти (ок. 1531–1608 гг.) разобрать устаревший со временем фасад и разработать новый в стиле эпохи Возрождения.

До демонтажа средневековой стены Бернардино Поччетти сделал рисунок, сохранившийся в копии XVIII века. На ее основе был выполнен «двойник» фасада в натуральную величину и уменьшенный деревянный макет. Оба представлены в Музее Оперы Дуомо. Снятые и уцелевшие скульптуры Камбио сегодня можно увидеть там же, в Зале Рая (дель Парадизо). Среди них – статуя папы римского Бонифация VIII (1294–1303 гг.), «Мадонна со стеклянными глазами» и окружающие ее фигуры покровительницы Флоренции Санта Репарата и епископа Флоренции, главного покровителя флорентийской епархии Сан Заноби.

Элементы фасада © duomo.firenze.it

Буонталенти, без сомнения, смог бы спроектировать и построить прекрасный новый фасад эпохи Возрождения для собора Санта Мария дель Фьоре. Однако конкурс, где выставлялись работы других мастеров, перерос в грандиозный коррупционный скандал и все проекты были отклонены. В итоге фасад флорентийского Дуомо несколько веков простоял «оголенным».

Лишь в 1875-76 гг. начались работы по проекту Эмилио де Фабриса (1808–1883 гг.), которые были завершены в 1887 году. Этот неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора гармонично сочетается с колокольней Джотто и Баптистерием Сан Джованни. Эти цвета символизируют итальянский триколор. Статуи, барельефы и мозаики в люнетах датируются этим же периодом. Бронзовые двери добавлены несколько позже, между 1899 и 1903 гг.

санта мария дель фьоре, дуомо флоренцииЛюнеты левого, центрального и правого входных порталов

Собор Санта Мария дель Фьоре внутри

На первый взгляд интерьер трехнефного Дуомо с остроконечными потолочными сводами, опирающимися на композитные колонны, может немного разочаровать своей простотой и строгостью, отсутствием пышного декора и закрытыми для туристов зонами. Однако внутри собора Санта Мария дель Фьоре есть на что посмотреть. Главное – знать, где находятся его сокровища и в чем их уникальность. 39florence.ru обратит внимание на наиболее важные детали.

Центральная трибуна. Она посвящена Сан Заноби, так как именно здесь хранятся мощи флорентийского святого и епископа. Бронзовый ковчег работы Лоренцо Гиберти (1378-1455 гг.) датируется 1432-42 гг. Он располагается под алтарным столом, за которым можно увидеть «Тайную Вечерю» Джованни Бальдуччи (1560-1631 гг.).

Трибуна Сан Заноби © Sailko / Wikimedia Commons

Распятие Бенедетто да Майано. Крест с распятым Иисусом расположен в главном алтаре собора Санта Мария дель Фьоре. Он был изготовлен около 1495 году.

Фрески Вазари на куполе Брунеллески. Пожалуй, это самые впечатляющее произведение искусства в Дуомо Флоренции. Изначально Брунеллески предлагал украсить внутренний свод купола золотой мозаикой, чтобы исходящий из верхних проемов свет имел максимально эффектное отражение. Но проект оказался слишком дорогостоящим, поэтому поверхность решили просто покрасить в белый цвет.

Купольная фреска © Livioandronico2013 / Wikimedia Commons

Фреска «Страшный суд», занимающая площадь около 3, 6 тыс. кв. м, появилась по воле великого герцога Тосканского Козимо I Медичи. Он поручил выполнить работы Джорджо Вазари (1511–1574 гг.). Мастер не дожил до завершения фрески, ее закончил в 1579 году Федерико Зуккари (1540–1609 гг.), который, возможно, ранее уже принимал участие в проекте.

Часы Паоло Уччелло. Они были изготовлены в 1443 году и продолжают идти до сих пор. Модификация часов Учелло производилась в 1497, 1547, 1761 гг., они были восстановлены в первоначальной версии в 1970-х. Механизм совершает ход против часовой стрелки, а циферблат разделен на 24 часа. Прямо под часами находится люнет с очаровательной мозаикой Коронации Богородицы. Вазари приписал эту работу Гаддо Гадди (1240-1312 гг.), другу Джотто и отцу Таддео Гадди. Если предположение Вазари верно, то мозаика, вероятно, была выполнена в начале 1300-х годов.

Полихромный мозаичный пол. Инкрустированное мраморное покрытие с уникальным разнообразием дизайна, цветов и размеров элементов, создающих иллюзии перспектив, начали делать в начале XVI века. Первый рисунок восьмиугольника выполнил Симоне дель Поллайоло (Кронака), после смерти которого в 1508 г. работы были приостановлены. Спустя 12 лет проектом занялся Баччо д’Аньоло (1462–1543 гг.), затем – его сын Джулиано (1491-1555 гг.), а также Франческо да Сангалло (1493-1570 гг.) и др. Укладку покрытия завершили в 1660 году.

© duomo.firenze.it

Полихромный пол Дуомо дошел до нас практически в неизменном виде, за исключением небольших вмешательств в XIX и XX вв. Предполагается, что именно создание инкрустации привело к основанию в 1588 году знаменитой мастерской Opificio delle Pietre Dure.

Мемориальные фрески. На левой (северной) стене собора можно увидеть две любопытные фрески. Первая работа относится к сэру Джону Хоквуду (1320–1394 гг.), английскому капитану наемников, воевавшему в Италии в XIV веке. Ему приписано спасение Флоренции от миланской экспансии, в связи с чем тело Хоквуда было захоронено с государственными почестями в соборе Санта Мария дель Фьоре. Спустя 32 года сын Хоквуда перенес останки Джона на его родину в Сибл-Хедингем. Роскошный надгробный памятник выполнен в 1436 году Паоло Уччелло (1397-1475 гг.).

Находящаяся по соседству мемориальная фреска появилась спустя двадцать лет, в 1456 г., благодаря Андреа дель Кастаньо (1423–1457 гг.). Она посвящена итальянскому кондотьеру, лидеру и капитану наемников Никколо да Толентино (1350–1435 гг.), приведшему Флоренцию к победе над Сиеной в битве при Сан-Романо в 1432 году. За заслуги перед городом Никколо был похоронен во флорентийском Дуомо.

Сэру Джон Хоквуд и капитан Никколо да Толентино

Данте и «Божественная комедия». Работа Доменико ди Микелино (1417–1491 гг.) на той же стене собора Санта Мария дель Фьоре. Поэт держит в руках копию своей «Божественной комедии» и, кажется, указывает на сцены из Ада в левой части картины. На заднем плане представлена гора Чистилище с Адамом и Евой в Земном раю на вершине. Справа – Флоренция с куполом Брунеллески. Безусловно, это город времен Доменико, а не Флоренция, какую знал Данте. Слева от купола Брунеллески представлены башни Барджелло и Бадиа Фиорентина, а справа – башня Палаццо Веккьо и колокольня Джотто. Данте Алигьери изображен за границами города, как будто – в изгнании.

Бюсты и статуи. В правом нефе расположены бюсты художника, основателя итальянской школы живописи Джотто ди Бондоне (ок. 1266-1337 гг.), великого архитектора и скульптора эпохи Возрождения Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.), философа и астролога, основателя флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино (1433-99 гг.). В Дуомо Флоренции находятся статуи пророка Исайи работы Нанни ди Банко (1384-1421 гг.) и Бернардо Чуффаньи (1381-1458 гг.), Сан Заноби Джованни дель Биондо (XIV в.) и др.

Многие оригиналы статуй Арнольфо ди Камбио, Донателло, Нанни ди Банко, Луки делла Роббиа, Баччо Бандинелли, Микеланджело сегодня хранятся в музеях Оперы Дуомо и Барджелло.

Гробница Брунеллески. Захоронение великого мастера находится на подземном уровне, в зоне археологических раскопок. Доступ осуществляется по лестнице в левом нефе.

Солнечный гномон. Он был создан астрономом, математиком и картографом Паоло Тосканелли (1397-1482 гг.) около 1450 года и обновлен с добавлением бронзовой линии меридиана Леонардо Ксименесом в 1775 году. Луч солнца проходит сквозь 4х-сантиметровое отверстие в бронзовой пластине фонаря и падает на затемненную поверхность пола с 90-метровой высоты. Главной функцией гномона в Средневековье являлось определение точного момента летнего солнцестояния. Каждый год 21 июня в 12:00 (13:00 по летнему времени) в соборе Санта Мария дель Фьоре проводится зрелищная реконструкция наблюдений за природным явлением. Знаковый круг находится в часовне Святого Креста (правая апсида).

Тематические экскурсии:

Флоренция — любовь с первого взгляда

Почувствовать душу города, увидеть его с высоты и насладиться блистательной архитектурой

€130 за экскурсию

Подробнее
Групповая прогулка с искусствоведом «Колыбель Ренессанса»

Узнать главное об итальянском Возрождении и увидеть шедевры флорентийского зодчества

€76 за человека

Подробнее
О Флоренции с любовью!

Увидеть главные достопримечательности города и раскрыть его загадочный характер на душевной прогулке

€99 за экскурсию

Подробнее

Режим работы

В Дуомо Флоренции туристам открыт доступ с 10:15 до 16:15 (правая дверь фасада) ежедневно, кроме воскресенья и праздничных дней. Подняться на купол можно с 08:15 до 19:30, в субботу – до 17:15, в воскресенье – с 12:45 до 17:30. Посещение панорамных террас возможно с 10:00 до 17:15 (пн.-пт.), до 17:00 (сб.), воскресенье и праздники выходной.

Билеты

Собор Санта Мария дель Фьоре можно посетить бесплатно, однако в высокий туристический сезон придется отстоять длинную очередь. Чтобы не терять драгоценного времени, можно воспользоваться специальным предложением «skip the line» (пропустить линию). Подъем на купол и смотровые террасы ограничен количеством человек, поэтому билеты рекомендуем бронировать заранее.

Отдельные опции:

Льготы для детей 7-14 лет. Бесплатно – до 7 лет.

Как добраться до собора Санта Мария дель Фьоре

Дуомо Флоренции расположен на Piazza del Duomo, в шаговой доступности от главных достопримечательностей города. Рядом с площадью есть остановка автобуса С4 «Pecori Duomo».

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Мария

173

1.5 ч.

Влюбиться во Флоренцию

Понять, почему Флоренция — один из самых прекрасных городов в мире

€100 за экскурсию

Подробнее

irina

6

2.5 ч.

Быт, нравы и страсти средневековой Флоренции

Узнать захватывающую историю города и его жителей в XIII-XIV веках

€130 за экскурсию

Подробнее

Ольга

1

3 ч.

Первое знакомство с Флоренцией

Обзорная пешеходная экскурсия по городу

€180 за экскурсию

Подробнее

Ольга

2

3 ч.

Галерея Уффици: от Джотто до Караваджо

Погружение в мир Флорентийского Ренессанса и знакомство с его ключевыми работами

€180 за экскурсию

Подробнее

Мария

85

1.5 ч.

Галерея Уффици: от готики до барокко

Шедевры изобразительного искусства и судьбы художников в экскурсии по главному музею города

€100 за экскурсию

Подробнее

Мария

5

1.5 ч.

В гостях у Палаццо Веккьо

Проследить историю Флоренции от Средневековья до наших дней на примере одного уникального здания

€100 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии