Дата последнего обновления: 05.09.2021

Капелла Бранкаччи, Флоренция: фрески Мазаччо, Мазолино и Липпи, описание росписей, режим работы, билеты, как добраться

Капелла Бранкаччи расположена в южном трансепте базилики Санта Мария дель Кармине, которая возвышается над одноименной площадью во флорентийском квартале Ольтрарно. Церковь была построена в 1268 году пизанскими монахами-кармелитами и, как и базилика Сан Лоренцо, имеет недостроенный фасад.

Часовня Бранкаччи известна во всем мире своим ценным циклом фресок с рассказами о житии святого Петра. Они были созданы между 1424 и 1428 годами итальянскими художниками Мазолино да Паникале и молодым Мазаччо, по версии Вазари — учеником первого, хотя, по мнению исследователей, настоящими учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. Преждевременная смерть настигла Мазаччо в 1428 году, когда ему исполнилось 27 лет. Над завершением фресок работал Филиппино Липпи между 1481 и 1483 гг.

История капеллы Бранкаччи

Оформление возведенной в конце XIV века семейной часовни Бранкаччи во флорентийской церкви Санта Мария Кармине заказал богатый торговец и влиятельный государственный деятель Феличе Бранкаччи по возвращении из Каира в 1423 году. Мазолино и Мазаччо вместе работали над циклом фресок о святом Петре, которому изначально была посвящена капелла. Фрески остались незавершенными, когда Мазолино уехал в Венгрию, а Мазаччо в Рим в 1427 году.

© Sailko / Wikimedia Commons

Феличе Бранкаччи являлся ярым соперником Козимо Старшего, поэтому после триумфального возвращения Медичи во Флоренцию был заключен в 1435 году на десять лет в тюрьму в Каподистрии, а в 1458-м и вовсе объявлен мятежником с конфискацией всего имущества. Монашеская община кармелитов тогда стерла все портреты людей, связанных с семьей Бранкаччи.

В 1460 году часовню освятили в честь Мадонны дель Пополо, поместив на алтарь почитаемую икону XIII века с изображением Богородицы, что сыграло немалую роль в общественной жизни Флоренции. Только в 1481–1483 годах Филиппино Липпи восстановил и завершил недостающие сцены росписей капеллы.

На протяжении веков фрески несколько раз опасно приближались к разрушению. Великая княгиня Виттория делла Ровере выступала против плана маркиза Ферони по преобразованию часовни в стиле барокко в конце XVII века, и проект остался нереализованным. Оголенные персонажи были покрыты ветвями в 1642 году, при благочестивом Козимо III Медичи. В 1746-48 гг. фрески Мазолино с четырьмя евангелистами на крестовом своде уничтожили ради создания небольшого купола, а два верхних люнета, где начинался цикл фресок, заменили ложными перспективами.

Потолочная роспись © Miguel Hermoso Cuesta / Wikimedia Commons

Спасенная при пожаре 1771 года, часовня была выкуплена семьей Риккарди в 1780 году у потомков Бранкаччи, проживавших во Франции. Новые владельцы отреставрировали алтарь и пол, но обновлением фресок пренебрегали на протяжении всего XIX века. Они были очищены только в 1904 году и консервативно отреставрированы в 1940-м. Яркие, насыщенные цвета росписям окончательно вернула тщательная реставрация 1980-х гг.

Фрески Мазаччо, Мазолино и Липпи

Когда Феличе Бранкаччи заказал фрески капеллы, Мазолино было 40 лет, а Мазаччо — 22 года. В течение долгого времени, слепо принимая взгляды Вазари, исследователи думали, что художники были учителем и учеником, но на самом деле Мазаччо присоединился к гильдии и получил звание мастера живописи в 1422 году, за год до Мазолино. К тому же, их манера написания отличалась. Возможно, они были в тесном сотрудничестве, о чем свидетельствует последовательность и гармония цикла капеллы Бранкаччи, над которым мастера работали совместно.

капелла бранкаччиМазолино, Мазаччо, Филиппино Липпи

На фресках капеллы Бранкаччи Мазолино, изысканный мастер поздней готики, адаптирует свой стиль к стилю более молодого коллеги, сохраняя декоративную утонченность. Изображения Мазаччо, напротив, имеют бòльшую силу, на них прослеживается твердая пластика, а фигуры помещены в реальное пространство и отмечены глубоким, почти трагическим чувством морального достоинства. Перспектива придает работам необычайное визуальное единство, ощущение реальности усиливается за счет присутствия теней.

Завершить цикл фресок капеллы Бранкаччи поручили выдающемуся художнику эпохи Возрождения Филиппино Липпи, который выполнил работы в 1481-83 гг. Его сдержанное и уважительное вмешательство в соответствии со стилистикой предшественников позволяет говорить о единстве общей композиции до такой степени, что трудно определить работу каждого мастера с какой-либо степенью уверенности.

Цикл фресок в капелле Бранкаччи: что изображено

Темой росписей является история спасения человека от первородного греха путем вмешательства святого Петра, как прямого последователя Христа и основателя Римской церкви. Апостол узнаваем в каждой сцене по темно-зеленым одеждам, оранжевой накидке, седым волосам и бороде.

Работа Мазаччо в капелле Бранкаччи имела исключительное значение в развитии искусства эпохи Возрождения. Джорджо Вазари писал, что часовня была «школой мира», отправной точкой для всех исследований света, перспективы, цвета и пластики фигур. Она оказала влияние на целые поколения великих мастеров, приезжавших сюда для изучения и копирования энергичных образов. Безусловно, здесь бывал Микеланджело, который затем довел исследования Мазаччо до последней точки на фресках Сикстинской капеллы.

Левая сторона, верхний ряд

капелла бранкаччи, фрески мазаччоИзгнание из Рая, Чудо со статиром, Проповедь святого Петра трем тысячам

«Изгнание из Рая» (Мазаччо) показывает сцену, когда Адам и Ева в мрачном отчаянии покидают Врата Небес, их сопровождает ангел с оголенным мечом. Размер 214×88 см.

«Чудо со статиром» (Мазаччо) признается одной из лучших работ мастера (он ее выполнил за 32 дня). Фреска иллюстрирует эпизод из Евангелия, где Иисуса спрашивают, законно ли платить налоги римлянам, на что тот отвечает: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Петр изображен слева у воды, где нашел рыбу с серебряной монетой, и справа, где передает дань сборщику налогов. Размер — 255×598 см.

«Проповедь святого Петра трем тысячам» (Мазолино) представляет святого как оратора перед толпой в сцене из «Деяний апостолов». Размер — 260×88 см.

Левая сторона, нижний ряд

капелла бранкаччи, фрески мазаччоПавел навещает Петра в темнице, Воскрешение сына Теофила и святой Петр на кафедре, Петр исцеляет больных своей тенью

«Павел навещает Петра в темнице» (Филиппино Липпи) представляет святого Петра за решеткой и апостола Павла, повернутого спиной к зрителю. Размер 230×88 см.

«Воскрешение сына Теофила и святой Петр на кафедре» (Мазаччо и Филиппино Липпи) показывает два события из жизни апостола в Антиохии, не упомянутых в Евангелии. Легенда гласит, что, когда Петр проповедовал в городе, его арестовал и посадил в тюрьму наместник Теофил. Апостол Павел просил правителя выпустить Петра, и тот дал согласие при условии, что заключенный воскресит сына Теофила, умершего четырнадцатью годами ранее. После совершенного чуда все население Антиохии обратилось в христианство, и была возведена великолепная церковь с первой кафедрой, на которой Петр мог сидеть и быть услышанным всеми. Это событие стало предвидением его будущего вступления на папский престол в Риме. Размер — 230×599 см.

«Петр исцеляет больных своей тенью» (Мазаччо) напоминает, как жители Иерусалима выносили больных на площади, укладывая их на кровати и носилки в таком положении, чтобы их коснулась хотя бы тень проходящего Петра. Фигура в красной шапочке с палкой — возможный портрет Донателло, а бородатый старик — Биччи ди Лоренцо. Размер 230×162 см.

Правая сторона, верхний ряд

капелла бранкаччи, фрески мазаччоКрещение неофитов, Святой Петр, исцеляющий калеку и воскрешающий Тавифу, Грехопадение

«Крещение неофитов» (Мазаччо) представляет молодых людей, которые готовятся принять крещение от Петра. Один из них, стоя на коленях в реке со скрещенными руками, уже погружен в важнейшее таинство. Действие происходит в долине между крутыми холмами. Размер 255×162 см.

«Святой Петр, исцеляющий калеку и воскрешающий Тавифу» (Мазолино) изображает два чуда святого Петра. Предполагается, что на заднем плане может быть Пьяцца делла Синьория. Размер 260×599 см.

«Грехопадение» (Мазолино) показывает Искушение Адама и Евы, а именно момент, когда Змей только что поднес запретный плод с дерева, и Ева собирается откусить яблоко. Размер — 260×88 см.

Правая сторона, нижний ряд

капелла бранкаччи, фрески мазаччоРаздача милостыни и смерть Анании, Спор с Симоном Волхвом и распятие Петра, Освобождение Петра из темницы

«Раздача милостыни и смерть Анании» (Мазаччо) иллюстрирует эпизод, когда женщина с ребенком на руках получает монеты, что символизирует милосердие. На земле лежит прилюдно разоблаченный Петром Ананий, которого постигла Божья кара за попытку утаить часть доходов от продажи земли и отказ объединить свое имущество в соответствии с обычаями первых христиан. Случившееся можно трактовать как призыв к взаимной солидарности. Размер — 230×170 см.

«Спор с Симоном Волхвом и распятие Петра» (Филиппино Липпи) слева указывает на дискуссию с Нероном за пределами городских стен Рима, а справа изображает сцены распятия апостола вверх ногами. Юноша справа — автопортрет Филиппино, старик в красной шапке из группы возле Петра — Антонио дель Поллайоло. Мальчик под аркой, смотрящий на зрителя, — Сандро Боттичелли. В образе Симона Волхва просматривается образ Данте Алигьери. Размер — 230×598 см.

«Освобождение Петра из темницы» (Филиппино Липпи) показывает ангела рядом с апостолом и спящего на переднем плане охранника, вооруженного мечом. Размер — 230×88 см.

Икона Мадонна дель Пополо

Темпера по дереву датируется 1268 годом. Предполагается, что она была написана для главного алтаря базилики Санта Мария дель Кармине еще при ее закладке. В 1436 году икону перенесли в капеллу Бранкаччи, а за год до разрушительного пожара 1771 года она оказалась в стенах монастыря, что помогло избежать разрушения. Существенные повреждения Мадонна дель Пополо получила во время реставрации 1780-82 гг.

Первоначально работу приписывали Коппо ди Марковальдо, затем Мастеру Сант-Агаты. Сегодня исследователь склоняются к авторству Мастера Мадонны дель Кармине. Размер — 262×124 см.

Режим работы

Для посещений капелла Бранкаччи открыта с 10:00 до 17:00, в воскресенье и праздники — с 13:00 до 17:00. Выходной — вторник.

Билеты

Доступ в капеллу Бранкаччи ограничен по числу людей и времени пребывания, поэтому билеты рекомендуется бронировать заранее онлайн как минимум за день до посещения. В субботу, воскресенье и понедельник — приобретается комбинированный билет (+ Трапезная Санто Спирито с Тайной вечерей Андреа Орканьи и музеем фонда Сальваторе Романо). Стоимость входа — от 10 евро, в зависимости от предоставляемых опций. Бронь оплачивается дополнительно.

Как добраться до капеллы Бранкаччи

Часовня находится в правом от главного алтаря трансепте базилики Санта Мария дель Кармине, по адресу Piazza del Carmine, 14. Попасть в капеллу Бранкаччи можно только через вход в монастырь, доступа из церкви для посетителей нет.

Дойти сюда из исторического центра будет удобнее по мосту Ponte alla Carraia, от Палаццо Питти — по Via Mazzetta и далее по Via Santa Monaca. Рядом есть остановка «Carmine» автобуса С4.

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Мария

173

1.5 ч.

Влюбиться во Флоренцию

Понять, почему Флоренция — один из самых прекрасных городов в мире

€100 за экскурсию

Подробнее

irina

6

2.5 ч.

Быт, нравы и страсти средневековой Флоренции

Узнать захватывающую историю города и его жителей в XIII-XIV веках

€130 за экскурсию

Подробнее

Ольга

1

3 ч.

Первое знакомство с Флоренцией

Обзорная пешеходная экскурсия по городу

€180 за экскурсию

Подробнее

Ольга

2

3 ч.

Галерея Уффици: от Джотто до Караваджо

Погружение в мир Флорентийского Ренессанса и знакомство с его ключевыми работами

€180 за экскурсию

Подробнее

Мария

85

1.5 ч.

Галерея Уффици: от готики до барокко

Шедевры изобразительного искусства и судьбы художников в экскурсии по главному музею города

€100 за экскурсию

Подробнее

Мария

5

1.5 ч.

В гостях у Палаццо Веккьо

Проследить историю Флоренции от Средневековья до наших дней на примере одного уникального здания

€100 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии