Сады Боболи считаются одним из самых больших и элегантных парков Флоренции. Они являются важным примером итальянского ренессанского сада и представляют собой настоящий музей под открытым небом. Исторический парк входит в число наиболее известных не только в Италии, но и в Европе. Его уникальный ландшафт гармонично переплетается с архитектурными композициями, дополненными почти двумя сотнями скульптур, начиная от римских древностей и заканчивая двадцатым веком.
В 2013 году Боболи в составе 14 локаций списка «Виллы и сады Медичи в Тоскане» стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Структура садов Боболи
Парк, имеющий в плане форму нечетко вытянутого треугольника, характеризуются крутыми склонами и двумя почти перпендикулярными осями, пересекающимися в районе фонтана Нептуна. Главная ось начинается от двора Амманнати и поднимается по склону холма Боболи в сторону Форта Бельведере, а вторая, более длинная – Виоттолоне, спускается от Амфитеатра вниз к Изолотто и выходу к Порта Романа. Вдоль северо-западной стороны сада проложена Виале делла Меридиана.
На территории парка разбиты террасы, аллеи и тропинки с перспективными видами и «живыми» арочными коридорами. Здесь есть несколько садов – Рыцарский (Кавальери), Юпитера, Мадамы, Ананасов, Камелий, Графский, Ботанический и др., а также участки с травяной растительностью – прато Учелларе, Пегаса, Колонн и пр. Вдоль гравийных дорожек установлены многочисленные статуи, бюсты и скульптурные изваяния мифологических героев.

История создания
После приобретения в 1549 г. Палаццо Питти Элеонорой Толедской, женой Козимо I Медичи, на холме Боболи началось устройство грандиозного парка. Работы были поручены герцогскому садовнику Никколо Триболо, после смерти которого в 1550 г. эстафету подхватил плодовитый флорентийский скульптор и архитектор Бартоломео Амманнати.
Поначалу была задействована ближайшая к дворцу территория, но в дальнейшем сады Боболи не единожды расширяли и реструктуризировали. В свое время в их оформлении принимали участие, в том числе, Джорджо Вазари, Бернардо Буонталенти и Джамболонья. К обогащению парка приложили усилия не только представители семейства Медичи, но и следующие за ними великие герцоги Тосканские из династии Габсбургов.
Ворота садов Боболи распахнулись для широкой публики в 1766 году, при великом герцоге Тосканском Пьетро Леопольдо I. Он, также, был инициатором открытия для публики флорентийского парка Кашине.
Название Боболи связано, вероятно, с бывшими хозяевами здешних земель по трансформировавшейся со временем фамилии Борголо, или Борголи. Предполагается, что они могли получить свое имя от небольшого селения (борго), находившегося тут еще до включения территории в границы городских стен Флоренции. Лука Питти приобрел эти владения в 1418 году.
Основные достопримечательности
Для более удобного восприятия, 39florence представит сады Боболи в нескольких условных зонах.
Главная ось
Ее началом можно считать Кортиле дель Амманнати – центральный двор Палаццо Питти. Между двумя рампами здесь расположен украшенный в 1634-35 гг. грот Mosè. Здесь можно увидеть колоссальную статую Моисея из красного порфира, аллегорические фигуры Добродетелей и бассейн с купающимися ангелами. Перед входом установлены скульптуры Геркулеса римских времен, а над гротом простирается терраса, украшенная фонтаном Артишока.

Рядом с палаццо расположен Амфитеатр – одна из основных архитектурных достопримечательностей садов Боболи. Он представляет собой самый старый придворный театр города. Со времен Средневековья холм использовался для добычи камня при мощении улиц, да и для строительства Палаццо Питти материал брали где-то поблизости. Идея преобразования пространства в «зеленый» амфитеатр принадлежит Никколо Триболо, но работы были завершены уже после его смерти. В 1553 г. в центре площадки соорудили фонтан по проекту Джованни Фанчелли, который в 1576-м заменили фонтаном Океана Джамболоньи. Последний простоял здесь до XVII в., пока Амфитеатр не решили сделать «настоящим», оснастив его каменными ярусами и нишами со статуями в классическом стиле. Его открытие состоялось в 1637 г. и было приурочено к официальному празднованию брака Виктории делла Ровере с Фердинандом II Медичи.
В 1790 г. в центре Амфитеатра установили единственный в Тоскане Египетский обелиск, восходящий к 1500 г. до н.э. Он был привезен в Рим во времена Домициана и установлен в храме Исиды на Кампо Марцио. Обнаруженный при раскопках в конце XVI в., обелиск попал на римскую виллу Медичи, а в 1788-м, по воле Пьетро Леопольдо I, оказался во Флоренции в числе унаследованных им и вывезенных из Рима коллекций Медичи. В 1840 г. к обелиску добавили бассейн из цельного серого гранита (возможно – из римских Терм Нерона). Это самая большая ванна, дошедшая до нас из древнего мира.
Далее – фонтан Нептуна, установленный в 1777-78 гг. Его центральная фигура была изготовлена Стольдо Лоренци в 1565-68 гг. Из-за трезубца флорентийцы называют фонтан «Вилкой».
Поднявшись выше по крутой лестнице, можно увидеть несколько скульптур, главное место среди которых занимает беломраморная статуя Изобилия с позолоченным снопом пшеницы в руках, завершенная Пьетро Таккой в 1636 г. Она имеет сходство с первой женой герцога Франческо I Медичи – Иоанной Австрийской, трагически погибшей в 1578-м на 31 году жизни. Будучи беременной 8-м ребенком, она, якобы, сама упала с лестницы, хотя народ поговаривал об ее отравлении.
Выше и правее площадки со статуей Изобилия, в одной из самых высоких точек садов Боболи, находится Джардино дель Кавальере, или Рыцарский сад, получивший свое название благодаря жившему здесь когда-то рыцарю Малатеста Бальони. После 1612 г. тут выращивали редкие цветы, в связи с чем территория считалась секретной. Сегодня в майско-июньском саду можно застать цветение роз и георгинов. Для обеспечения участка водой, при Козимо II было сооружено 2 бассейна, в одном из которых обитала форель, и грот Кавальере, местонахождение которого в настоящее время неизвестно. Казино Кавальери, где с 1973 г. располагается Музей фарфора, был построен в конце XVII в. Козимо III для своего сына Джан Гастоне, ставшего последним представителем герцогской ветви рода Медичи по прямой мужской линии.

К Рыцарскому саду ведет так называемая лестница с клешнями, охватывающими цилиндрическое строение, увенчанное небольшой террасой. Автор проекта, реализованного в 1790-93 гг., – Заноби дель Россо. В центре сада установлен Фонтан обезьян Джанболоньи.
Тематические экскурсии:
Флоренция и мода
Восхититься почтенным Понте Веккьо и оценить наследие итальянских повелителей стиля
€150
Палаццо Питти — резиденция великих герцогов
Зайти в гости к Медичи и Габсбургам, увидеть знаменитые коллекции и услышать историю дворца
€150
Прогулка по великолепным садам Медичи и обзорным площадкам
Почувствовать дух настоящей Флоренции в гедонистической расслабленной атмосфере
€120