Монументальную часть древнего доминиканского монастыря с 1869 года занимает Национальный музей Сан Марко. Он известен, прежде всего, наличием лучшей в мире коллекции работ одного из величайших художников раннего Возрождения Фра Беато Анджелико и произведений мастеров школы Сан-Марко.
Музей соседствует с базиликой Сан-Марко, не входящей в структуру культурного учреждения.
История монастыря Сан-Марко
Обитель, построенная в XIV веке по проекту Микелоццо, несколько столетий служила приютом доминиканским братьям. Им пришлось оставить свой дом в середине XIX века, во время подавления религиозных орденов. Впрочем, последние монахи ушли из обители в 2018 году. Теперь единая община доминиканцев во Флоренции сконцентрирована в Санта-Мария-Новелла.
Подробнее об истории монастыря Сан-Марко >>>

Что посмотреть в музее Сан-Марко
Экскурсионный маршрут проходит по великолепным помещениям монастыря через внутренний двор (клуатр) Сант-Антонино, Зал Беато Анджелико (бывший Оспицио), трапезные, Зал капитула, служивший для собраний общины, коридоры и кельи монахов, среди которых есть комнаты святого Антонина, Савонаролы и Козимо Медичи Старого, часто уединявшегося здесь в раздумьях и молитвах.
Особое очарование музею Сан-Марко придают работы, которые были созданы именно для этого монастыря и до сих находятся в его стенах.

В кельях сохранились многочисленные фрески Беато Анджелико, созданные мастером в 1438-45 гг. Немалая часть работ выполнена или закончена его учениками и, в то время, помощником Беноццо Гоццоли, создавшим позже в часовне Палаццо Медичи-Риккарди великолепный цикл «Шествие волхвов».
Не менее важную историческую и художественную ценность представляют:
- «Тайная Вечеря» Гирландайо
в Малой трапезной (подробнее о важных флорентийских фресках «Тайная Вечеря» — в нашей специальной статье);
- «Мадонна с младенцем» Паоло Уччелло
;
- росписи Джованни Антонио Сольяни, в том числе «Святой Доминик и монахи»
в Большой трапезной;
- майолики работы Делла Роббиа;
- «Оплакивание Христа» Плаутиллы Нелли
;
- картины Фра Бартоломео, среди которых — знаменитый портрет Джироламо Савонаролы
.
Также в музее выставлена экспозиция архитектурных фрагментов прошлого. Большинство из них было обнаружено во время реконструкции центра Флоренции в XIX веке, в частности — при расчистке Меркато Веккьо под строительство «столичной» площади Республики.

В Зале капитула находится древний колокол Сан-Марко, приписываемый Верроккьо и называемый флорентийцами La Piagnona (Пьяньона). Его история тесно связана с Савонаролой, последователей которого называли piagnoni (в переводе — плакальщики, но подразумевали — фанатики). В апрельскую ночь 1498 года, во время ареста обвиненного в ереси монаха-проповедника, колокол звонил в набат, чтобы собрать народ на помощь, спасти от тюрьмы и смерти.
Бронзовый колокол обвинили в призыве флорентийцев, наказали бичеванием кнутами, ссылкой в францисканскую церковь Сан-Сальваторе-аль-Монте в Ольтрарно и пожизненным молчанием. Больше он никогда не звонил и лишь в 2000 году вернулся в монастырь, вернее в музей Сан-Марко.
Выбор места ссылки для Пьяньоны оказался не случайным. Одним из важных прихожан и покровителей Сан-Сальваторе-аль-Монте являлся Танай ди Франческо Нерли — заклятый враг Савонаролы. В 1526 году в церкви и вовсе был установлен памятник Марчелло, подписавшему смертный приговор знаменитому монаху.
Тематические экскурсии:
Эпоха Возрождения на улицах Флоренции и в палаццо Веккьо (в группе)
Пройтись по улицам города и погрузиться в лёгкое и приятное изучение его истории
€70 за одного
Большой музей Собора Флоренции
Увидеть работы Ренессанса и узнать, как Врата Рая спаслись от воды
€190
Личное свидание с Флоренцией
Влюбись в город за 2 часа: яркие впечатления и неожиданные открытия только для тебя
от €152