Капелла волхвов с фресками Гоццоли, Флоренция: Шествие волхвов и другие фрески Беноццо Гоццоли, описание часовни и алтарь, режим работы, билеты

Капелла волхвов занимает важное место в Палаццо Медичи-Риккарди, построенном Козимо Старым примерно в 1444 году по проекту Микелоццо ди Бартоломео. В своем первоначальном виде, предшествующем реконструкции Риккарди в 1699 году, часовня выглядела идеально симметричной и имела вход через закрытую сегодня центральную дверь. В ходе изменений конца XVII века угол капеллы скруглили для возможности устройства лестницы. В результате некоторые фрагменты оригинальных фресок были утрачены.

Описание Капеллы волхвов

Внутри часовня разделена на два смежных пространства: основной зал и приподнятую прямоугольную апсиду с алтарем и двумя небольшими боковыми ризницами. Начатая около 1449-50х гг., домашняя капелла была завершена, вероятно, в 1459 году устройством великолепного потолка из инкрустированного и щедро позолоченного дерева , с указывающей путь Вифлеемской звездой . Работа приписывается Паньо ди Лапо Портиджано, творившему согласно дизайну Микелоццо. Последний, также, спроектировал напольное покрытие из мраморной мозаики со сложным геометрическим дизайном , которое из-за необычайной ценности материалов (порфир, гранит и пр.) вполне соответствовало амбициям Медичи в желании подражать великолепию римских базилик и флорентийского Баптистерия.

капелла волхвов© linealight.com

Внутреннее убранство капеллы включает деревянные резные скамьи вдоль стен. Они изготовлены по заказу Лоренцо Медичи Великолепного около 1469 года. Проект приписывается Джулиано да Сангалло.

«Шествие волхвов» Гоццоли

Часовня славится серией настенных фресок Беноццо Гоццоли, законченных к 1461-63 гг. Росписи представляют собой шедевр, не лишенный помпезности и светского величия. Цикл посвящен определенному политическому событию, положительно сказавшемуся на престиже семьи Медичи. Речь идет о торжественной процессии папы Пия II, сопровождаемой многочисленными епископами и кардиналами и прибывшей во Флоренцию в апреле 1459 г. Она направлялась на Мантуанский собор, где должен был рассматриваться вопрос об организации крестового похода в защиту христианства от турецкого наступления на Европу.

Присоединиться во Флоренции к папской свите Пия II стремились многочисленные представители итальянской знати. Среди прочих были: будущий герцог Миланский — пятнадцатилетний Галеаццо Мария Сфорца, и правитель Римини — Сиджизмондо Малатеста. Их образы можно увидеть в Капелле волхвов на фресках Беноццо Гоццоли.

капелла волхвов, волхвы гоццолиАлтарь © linealight.com

Попадая в часовню, зритель оказывается в удивительном окружении нескончаемой триумфальной процессии, несущей новорожденному Младенцу дары из золота, драгоценных камней, ладана и мирры. Величественное шествие Трех Королей приближается к Вифлеему в сопровождении многочисленных путешественников, в образах которых угадывается портретное сходство с представителями семейства Медичи и другими важными персонами. Роскошные и разнообразные одежды, отличающиеся царским шиком, делают эту живописную серию фресок одним из самых увлекательных свидетельств искусства и костюма той эпохи.

Медичи, как взыскательные заказчики и ценители искусства, ожидали от художника наивысшего мастерства и получили то, что хотели.

Восточная стена

Шествие волхвов начинается именно отсюда. Процессия отправляется из замка в верхней части фрески, а затем петляет по ландшафту, частично скалистому и частично зеленому. Главный герой первой сцены — Молодой король Каспар , символизирующий «восход» семейства Медичи. Его образ традиционно считают идеализированным портретом юного Лоренцо Великолепного, однако эта версия оспаривается. За ним следуют его отец Пьетро Подагрический и дед Козимо , а далее — Сиджизмондо Малатеста и Галеаццо Мария Сфорца , которые ассоциируются с политическими успехами Медичи.

На восточной стене изображены итальянские и византийские философы, сановники с длинными бородами, папа Пий II на заднем плане и др. Среди персонажей можно заметить автопортрет Беноццо Гоццоли (два других нужно искать на западной стене).

Южная стена

Средний царь Валтасар часто отождествляется с византийским императором Иоанном VIII Палеологом . Он присутствовал на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439 году, созванным папой Евгением IV (1431-47) для примирения Римско-католической и Восточной православной церквей. Это событие считается одним из великих достижений Козимо Старого.

«Шествие волхвов» на южной стене Капеллы волхвов интерпретирован как въезд восточно-римской делегации во Флоренцию для участия в вышеупомянутом Соборе. Три юноши на коне слева от Валтасара могут быть сестрами Лоренцо Великолепного, переодетыми в пажей. Это — Мария, Наннина и Бьянка .

Западная стена

В роли старого короля Мельхиора представлен либо патриарх Константинополя Иосиф II, сопровождавший Иоанна VIII Палеолога на Собор во Флоренцию, либо император Сигизмунд I Люксембургский. Фигура на коне в голубом одеянии и с пятнистым леопардом за спиной — предположительно Джулиано Медичи . В той же сцене представлены, опять же, Сиджизмондо и Галеаццо, а также ряд византийских сановников и экзотические животные, такие как рыси и соколы.

Алтарь

Особое разрешение на привилегию иметь в собственном доме переносной алтарь Козимо Старый получил от папы Мартина V в 1422 году. Он предназначался для личного кабинета в старой семейной резиденции Медичи и позже был перенесен в часовню нового палаццо на Виа Ларга (ныне — Виа Кавур).

Первым изобразительным элементом Капеллы волхвов стала алтарная панель «Поклонение Младенцу» (1459) фра Филиппо Липпи . В 1814 году произведение выкупил английский коллекционер Эдвард Солли, а в 1821-м шедевр был приобретен для Берлинского музея. Сегодня оригинал находится в Картинной галерее Берлина, а на его месте в Капелле волхвов расположена старинная копия, приписываемая Пьеру Франческо Фиорентино .

капелла волхвов, фрески гоццолиАнгелы и пастухи Гоццоли

Стены по обе стороны от «Поклонения Младенцу» украшены фресками Беноццо Гоццоли с изображением мистических Ангелов, поющих славу новорожденному Иисусу, и Пастухов. Фигуры изображены на фоне райских кущей и типичных тосканских пейзажей.

Режим работы

Капеллу волхвов можно увидеть в процессе посещения Палаццо Медичи-Риккарди — ежедневно, кроме среды, с 09:00 до 19:00. При этом необходимо знать, что доступ в нее ограничивается по количеству одновременно находящихся внутри людей и времени пребывания. Кроме того, в определенное время в субботу и воскресенье вход в часовню резервируется для экскурсионных групп, получивших приоритетное право доступа через службу онлайн бронирования.

Билеты

Цена визита в Капеллу волхвов включена в стоимость билета на посещение музея Палаццо-Риккарди. В случае проведения временных выставок в прейскуранте возможны изменения в бòльшую сторону.

Обычный билет для взрослых стоит 7 евро, для лиц 18-25 лет — 4 евро. Право бесплатного доступа имеют посетители до 17 лет и ряд льготных категорий граждан.

Как добраться до Капеллы волхвов

Часовня с удивительными фресками Гоццоли находится во дворце Медичи-Риккарди, по адресу Via Camillo Cavour, 3.

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Мария

173

1.5 ч.

Влюбиться во Флоренцию

Понять, почему Флоренция — один из самых прекрасных городов в мире

€100 за экскурсию

Подробнее

irina

6

2.5 ч.

Быт, нравы и страсти средневековой Флоренции

Узнать захватывающую историю города и его жителей в XIII-XIV веках

€130 за экскурсию

Подробнее

Ольга

1

3 ч.

Первое знакомство с Флоренцией

Обзорная пешеходная экскурсия по городу

€180 за экскурсию

Подробнее

Ольга

2

3 ч.

Галерея Уффици: от Джотто до Караваджо

Погружение в мир Флорентийского Ренессанса и знакомство с его ключевыми работами

€180 за экскурсию

Подробнее

Мария

85

1.5 ч.

Галерея Уффици: от готики до барокко

Шедевры изобразительного искусства и судьбы художников в экскурсии по главному музею города

€100 за экскурсию

Подробнее

Мария

5

1.5 ч.

В гостях у Палаццо Веккьо

Проследить историю Флоренции от Средневековья до наших дней на примере одного уникального здания

€100 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии