В свое время базилика Сан Марко являлась частью монастырского комплекса, где так или иначе оставили свой след: первый фактический правитель Флоренции Козимо Медичи Старый (1389-1464), католический теолог и архиепископ святой Антонин Пьероцци (1389-1459), итальянские художники Фра Бартоломео, урожденный Баччо делла Порта (1472-1517), и Фра Беато Анджелико (1395/1400-1455), страстные доминиканские проповедники — неоднозначный Джироламо Савонарола (1452-98) и подвергавший сомнениям открытия Галилео Галилея Томмазо Каччини (1574-1648).
Сегодня базилика Сан Марко не имеет отношения к монастырю, в котором с 1869 года располагаются экспозиции Музея Святого Марка.
Исторические факты о флорентийской базилике Сан-Марко
В XII веке монахи-валломброзиане (ответвление бенедиктинского ордена) построили на месте древней часовни, посвященной святому Георгию, свою обитель. В 1290 году им на смену пришли братья-сильвестринцы, относящиеся к другой ветви бенедиктинцев. Они перебрались сюда из небольшой деревенской церквушки Сан-Марко-Веккьо, что определило посвящение церкви евангелисту святому Марку. В архивах она упоминается с приставкой «аль-Кафаджо», что соответствует историческому топониму района расположения. Аналогично называли и другие объекты, к примеру — ораторий Санта-Мария-ди-Кафаджо, предшествующий находящейся неподалеку от Сан Марко церкви Сантиссима Аннунциата.
В 1418 году сильвестринцев обвинили в том, что они живут «без бедности и без целомудрия», после чего папа Евгений IV приказал братьям покинуть обитель. В 1435-м на их место из Сан-Доменико во Фьезоле прибыли монахи-доминиканцы. Они обнаружили монастырь с церковью в ужасном виде, так как прежние жильцы его разграбили и частично сожгли.
В 1437 году началась первая из серии реставрационных работ, длящихся с перерывами несколько столетий. Восстанавливать место поклонения взялись Медичи, так как они проживали в 5 минутах ходьбы от своего дома, ныне — Палаццо Медичи-Риккарди.
Козимо Веккьо поручил масштабную реконструкцию своему любимому архитектору Микелоццо (1396-1472). Тот спроектировал храм, приют для паломников, монастырь, библиотеку и покои. В 1439-44 гг. Фра Беато Анджелико занимался росписью стен с привлечением к работам Беноццо Гоццоли и ряда других, менее известных мастеров.
В 1443 году, в праздник Богоявления, при участии папы Евгения IV новую церковь освятили. Она сохраняла свой облик (за исключением удаленной Вазари перегородки между монахами и прихожанами) до 1588 года, когда была перестроена по проекту Джамболоньи.
Антонино Пьероцци являлся другом Козимо Веккьо Медичи. Возможно поэтому он стал первым настоятелем Сан-Марко, а с 1446 года — и вовсе архиепископом Флоренции. Пьероцци был канонизирован в 1523 году папой Адрианом VI как святой Антонин. Его останки хранятся в расположенной слева от нефа капелле Сальвиати.
В 1491 году монастырь Сан-Марко возглавил избранный настоятелем проповедник-доминиканец Джироламо Савонарола.
В 1866-м, при подавлении религиозных орденов во время Рисорджименто, монахов-доминиканцев изгнали из монастыря, где спустя 3 года организовали музей Сан-Марко. В 1921 году здесь выставили почти все сохранившиеся работы Беато Анджелико.
Базилика Сан-Марко — особенности фасада
Неоклассический фасад базилики, созданный в конце 1770-х гг. фра Джованни Баттиста Паладини, характеризуется делением на 3 горизонтальных уровня с пилястрами, входным порталом и большим окном над ним. В верхнем регистре можно увидеть декоративный барельеф и далее — тимпан, увенчанный металлическим крестом. Две ниши со скульптурами по обе стороны от главного входа сменяются лентами и гирляндами, которые придают базилике особенный вид.

Колокольня базилики Святого Марка
Кампанилла возведена в 1512 году. Авторство проекта принадлежит итальянскому архитектору и скульптору Баччо д’Аньоло.
Внутренний интерьер Сан Марко во Флоренции
Однонефная базилика имеет несколько боковых алтарей. Они спроектированы во второй половине XVI века фламандским скульптором Джамболонья, который долгое время работал во Флоренции, Риме и Болонье. При этом фрески XIV века были скрыты, их следы под штукатуркой удалось обнаружить позже.

Купол Сан-Марко спроектировал Анджело Ферри в первом десятилетии XVIII века. В 1717 году его украсили фрески работы Алессандро Герардини. Деревянный потолок в стиле барокко создан Пьером Франческо Сильвани в 1679 году. Первоначально церковь задумывалась как копия усыпальницы Сан Доменико, основателя Ордена доминиканцев.
За главным алтарем находится орган, под которым можно увидеть «Причастие апостолов» Пьетро Дандини (1686 г.). Над алтарным распятием в 1425-28 гг. трудился Беато Анджелико.
Трибуна и резной потолок возведены по проекту Пьера Франческо Сильвани в 1679 году.
Тематические экскурсии:
Эпоха Возрождения на улицах Флоренции и в палаццо Веккьо (в группе)
Пройтись по улицам города и погрузиться в лёгкое и приятное изучение его истории
€70 за одного
Большой музей Собора Флоренции
Увидеть работы Ренессанса и узнать, как Врата Рая спаслись от воды
€190
Личное свидание с Флоренцией
Влюбись в город за 2 часа: яркие впечатления и неожиданные открытия только для тебя
от €152