Библиотека Лауренциана: история, что посмотреть внутри, лестница Микеланджело и вестибюль, читальный зал и ротонда, часы работы и билеты, адрес и как добраться
Государственная библиотека Лауренциана является одним из основных хранителей рукописных коллекций в мире, а ее здание считается важной архитектурно-исторической достопримечательностью Флоренции. Сегодня библиотечные фонды насчитывают более 11000 ценных рукописей, 2500 египетских папирусов, почти 127 000 печатных изданий XVII-XX вв. и др.
Ее создание напрямую связано с могущественной семьей Медичи, поэтому в официальном названии учреждения присутствует соответствующее обозначение — Biblioteca Medicea Laurenziana. Ее основанию предшествовало создание Козимо Старым частной библиотеки из собранных им рукописей и ценной коллекции, унаследованной в 1437 году от друга, флорентийского гуманиста и библиофила Никкола Никколи. Часть полученного дара Козимо любезно передал флорентийскому монастырю Сан Марко. В эту же обитель, после изгнания Медичи из Флоренции в 1497 году, была перевезена домашняя коллекция Козимо. В 1512-м, после возвращения герцогов в город, собрание удалось вернуть из монастыря в «родные пенаты».
Коллекция была существенно пополнена при внуке Козимо Старшего — Лоренцо I Медичи Великолепном (1449-92 гг.), при котором она достигла своего пика. Именно поэтому библиотека Лауренциана получила свое название в его честь. Возобновленная и завершенная при Козимо I (1519-1574 гг.), она была открыта для публики в 1571 году.
В XVIII веке собрание пополнили Великие герцоги Тосканы из Лотарингского дома — Франческо II и его преемник Пьетро Леопольдо I. Фонды, также, расширялись в результате покупок у безрассудных потомков ценных библиотек их знаменитых предков, в процессе подавления монастырей и церквей, в ходе приобретения рукописей и печатных изданий за границей. В качестве подарков в библиотеку Лауренциана поступили важные коллекции Витторио Альфьери, Гульельмо Либри, Чезаре Альфьери ди Состеньо, Анджело Мария д’Эльчи и др.
Здание Лауренцианы
В 1523/24 гг. папа Климент VII, незаконнорожденный сын убитого брата Лоренцо Медичи Великолепного — Джулиано, поручил Микеланджело Буонарроти строительство здания публичной библиотеки с южной стороны внутреннего дворика монастыря, примыкающего к базилике Сан Лоренцо. Мастер лично руководил работами до 1534 года, пока не переехал в Рим.
Корпус возвели за два года и в течение последующих трех десятилетий занимались его внутренней отделкой. В работах принимали участие, в том числе, Бартоломео Амманати и Джорджо Вазари.
Помещение, называемое ричетто, предваряет вход в средневековый читальный зал библиотеки Лауренциана. Вестибюль характеризуется высокими стенами, разделенными на три уровня, двойными колоннами, встроенными в стену, оконными эдикулами с тимпанами и необычными укороченными пилястрами спиралевидной формы.
Интерьер вестибюля был задуман как темная прелюдия к свету читального зала, куда поднимается оригинальная лестница. Помещение оставалось незавершенным до начала 1900-х годов, когда были окончены работы на внешнем фасаде с открытием фальш-окон.
В 1559 году Бартоломео Амманнати по модели Микеланджело выполнил уникальную монументальную лестницу, ассоциирующуюся с потоком мыслей. По задумке Буонарроти она должна была изготавливаться из орехового дерева, но материал заменили серым песчаником пьетра серена. Трехмаршевая конструкция имеет центральный пандус с эллиптическими ступенями и два боковых рукава, доходящих до середины центрального лестничного марша. Подъем заканчивается порталом, открывающим доступ в просторное продолговатое помещение.
Лестница в вестибюле Лауренцианы
Читальный зал библиотеки Медичи
Микеланджело сумел создать в читальном зале атмосферу, комфортную для получения знаний. Здесь ничто не отвлекает и, в то же время, всё находится в гармонии — пол из красно-белой терракоты и кессонный потолок, резные скамьи-плутеи и витражи в оконных проемах.
Интересно, что внутри плутеусов хранились рукописи и книги в горизонтальном положении. Они были разделены по предметам (патристика, астрономия, риторика, философия, история, грамматика, поэзия, география), а на установленных в торце деревянных табличках указывался список находящихся в скамье материалов. Такое расположение сохранялось до начала 1900-х годов, пока книги и рукописи не были переданы в соответствующие хранилища.
Над оформлением помещения по рисункам Буонарроти трудились Джованни Баттиста дель Тассо и Антонио Марко ди Джано (потолок из липы 1549-50 гг.), Джорджо Вазари (оконные витражи), резчики по дереву Джован Баттиста дель Чинкве и Чапино (скамьи). Пол из красно-белой терракоты был выполнен в 1548 году Санти Бульони по проекту Никколо Триболо. Его центральная полоса отражает орнаментальные мотивы и символические изображения, отсылающие к династии Медичи.
Великолепные витражи воспроизводят геральдику Медичи, связанную с папой Климентом VII (1478-1534 гг.) и Козимо I (1519-1574 гг.). Утонченный декор, сочетающий гротескные мотивы, оружие и эмблемы, был создан, вероятно, фламандскими мастерами по проекту Джорджо Вазари.
Фрагмент витражей читального зала Лауренцианы
Читальный зал уникален, так как является одним из немногих в мире публичных комнат XVI века, сохранившихся в оригинале.
Трибуна д’Эльчи
Ротонда была построена по проекту Паскуале Поччанти (1774-1858 гг.) в первые десятилетия XIX века для хранения коллекции, подаренной библиотеке Лауренциана в 1818 году флорентийским патрицием Анджело Мария д’Эльчи. В ее состав входило 1213 экземпляров ранних изданий классических греческих и латинских авторов.
Выставленные в Трибуне книжные тома̀ датируются XV-XIX вв. и характеризуются ярко-красными кожаными обложками для изданий XV века и зелеными для последующих веков. Д’Эльчи на рубеже XVIII-XIX вв. сделал переплет всех книг своей коллекции в соответствии с требованиями англо-французской моды того времени.
Пристройка новой круглой комнаты повлекла за собой некоторые изменения правой стены библиотеки Лауренциана. Два оконных проема были замурованы, два — закрыты полотнами и одно — заменено входной дверью. Ротонда увенчана роскошным лакунарным куполом, а в ее интерьере доминируют мотивы неоклассики — колонны, двухцветные стены, терракотовый пол.
Трибуна была открыта в 1841 году и использовалась как читальный зал до 1970-х. Коллекция в настоящее время помещена в более подходящее для нее хранилище. Зал используется для встреч, лекций, инаугураций.
Часы работы Лауренцианы
Библиотека Медичи открыта для публики с понедельника по пятницу — с 08:30 до 13:30. Во вторник режим работы — с 08:30 до 16:30. Выходные — суббота, воскресенье, важные религозные и государственные праздники.
Билеты
Библиотеку Лауренциана можно посетить по билету в Сан Лоренцо. Полная стоимость — 5 евро (пн.-чт.) и 7 евро (пт.-вс.).
Путешественники часто выбирают:
Как добраться до библиотеки Лауренциана
Адрес — Piazza San Lorenzo, 9. Доступ в здание осуществляется с территории монастыря Сан Лоренцо. Ближайшие остановки автобуса — «Cappelle Medicee» и «Piazza Di San Lorenzo». Достопримечательность находится в нескольких минутах ходьбы от железнодорожного вокзала, базилики Санта Мария Новелла и собора Санта Мария дель Фьоре.