Дата последнего обновления: 24.09.2021

Скульптура Давида Микеланджело: история создания и описание, где находится оригинал статуи Давида и самые знаменитые копии

 

Мировая икона красоты, архетип гармонии и изящества, универсальный символ технического мастерства, несравненного таланта и преодоления трудностей. Давид Микеланджело — это нечто, выходящее за рамки концепции статуи и скульптуры — это вечное произведение. Но, как и все великие земные произведения, он несет с собой историю, состоящую из мучений и непредвиденных событий, неожиданностей и анекдотов. Еще задолго до того, как Давид Микеланджело превратился в незаменимый объект лихорадочного порыва селфи, он стал главным героем некоторых событий, ознаменовавших жизнь целого города.

Давид по праву считается идеалом мужской красоты в искусстве, также как и Венера в знаменитой картине Сандро Боттичелли признается стандартом женской красоты. Многие считают эту скульптуру Микеланджело самым красивым объектом искусства, когда-либо созданным человеком.

Скульптура Давида Микеланджело: история

Микеланджело было поручено изваять Давида 16 августа 1501 года, о чем свидетельствует официальный документ, хранящийся в архивах Санта Мария дель Фьоре. Статуя предназначалась для одного из контрфорсов флорентийского собора в районе апсиды. Несмотря на то, что мастеру в то время было всего 26 лет, он сумел создать самую известную работу в мире, ставшую символом Флоренции и эмблемой Возрождения. По словам Джорджо Вазари, это была та скульптура, которая бросила вызов и затмила все современные и античные греческие и римские статуи.

давид микеланджелоОригинал Давида Микеланджело в Галерее Академии © galleriadellaccademia

История Давида начинается с Оперы Санта Мария-дель-Фьоре, где хранилась заброшенная огромная и проблемная глыба каррарского мрамора. Блок был полон отверстий и трещин, считался слишком высоким и узким для того, чтобы получить из него правильную анатомическую фигуру, и слишком хрупким, чтобы выдержать вес фигуры только на собственных ногах. С ним уже пытались работать Агостино ди Дуччо в 1464-66 гг. и Антонио Росселлино в 1475 году.

Когда Гильдия шерсти и Опера дель Дуомо Флоренции заказали Микеланджело изготовление статуи библейского героя, победившего гиганта Голиафа, мастер уже был известен благодаря Бахусу (1497 г.), находящемуся сегодня в музее Барджелло и Пьете (1499 г.), установленной в базилике Святого Петра в Ватикане. Скульптура царя Давида должна была возвеличить ценности свободы Флорентийской республики после изгнания Медичи и резкого разочарования народа в Джироламо Савонароле, тем самым — идеально завершить эпоху политической и гражданской нестабильности.

Приступив к работе 9 или 13 сентября 1501 года, Микеланджело обязался завершить ее за два года и, как говорится в документе, за плату в размере шести золотых флоринов в месяц. Он буквально забаррикадировался в атриуме нынешнего Музея Оперы Дуомо, спрятав рабочий процесс подальше от посторонних глаз за высоким забором из досок.

давид микеланджелоАтриум музея Оперы Дуомо, где создавался Давид © duomo.firenze.it

В сентябре 1503 года, ровно через два года после первого удара долотом, Флорентийская республика сняла завесу со статуи, заставив граждан восхищаться ею. По некоторым источникам это произошло накануне праздника покровителя города святого Иоанна, отмечаемого 23 июня.

В первые месяцы 1504 года работы были практически завершены, и всем сразу стало ясно, что результат намного превосходит ожидания, настолько, что было решено изменить первоначальное место установки Давида. Успех на самом деле был искрометным, а монументальная скульптура вскоре зарекомендовала себя как идеальное выражение эпохи Возрождения. Реакция флорентийцев и городских властей была максимально восторженной.

Инсталляция Давида в ноябре 2010 г. на месте, где изначально предполагалось установить статую

Повреждения и реставрации

В 1512 году в основание статуи Давида ударила молния, и все с ужасом ожидали возможных повреждений в результате проседания, но все обошлось.

В 1527 году во Флоренции случились беспорядки, в результате которых из окон Палаццо Веккьо полетела мебель, камни и плитка. Тогда скульптура Микеланджело получила существенные повреждения. Отколовшиеся фрагменты собрали Вазари и Франческо Сальвиати, спрятав их до лучших времен в доме последнего. Реставрация Давида проводилась уже при Козимо I Медичи, который принял титул герцога Флоренции в 1537 году.

В 1813 году был восстановлен поврежденный средний палец правой руки.

В 1843 году радикальная очистка скульптуры с использованием соляной кислоты нанесла статуе серьезный ущерб.

В 1873 году, после 30 лет обсуждений, Давида Микеланджело решили переместить в закрытое помещение, так как за несколько веков под открытым небом он сильно пострадал от погодных условий и результатов птичьей жизнедеятельности.

В 1991 году от мраморных пальцев левой ноги было отколото несколько фрагментов. Орудовавшего молотком Пьетро Канната удалось задержать, его признали сумасшедшим.

В 2003 году была проведена последняя реставрация скульптуры Давида. Статую разделили на 68 участков, каждый из которых подвергся тщательному анализу с индивидуальным подходом. Реставраторам удалось улучшить цветовую однородность путем снятия остатков гипса, удаления пятен воска и следов энкаустики (живописи в специальной технике).

Реставрация статуи Давида

Статуя Давида Микеланджело: первый переезд

14 мая — особая дата для Флоренции. Она символизирует перенос одного из ее символов, Давида Микеланджело, с места его создания к месту исторического расположения — на площадь Синьории.

В мае 1504 года была назначена специальная экспертная комиссия для определения идеального расположения Давида Микеланджело. В эту комиссию вошли выдающиеся флорентийцы: Сандро Боттичелли, Филиппино Липпи, Леонардо да Винчи, Перуджино, Антонио и Джулиано да Сангалло, Симоне дель Поллайоло, Андреа делла Роббиа, Гирландайо, Пьеро ди Козимо.

После бесчисленных споров удалось достичь паритета: Давида следует поставить там, где находится аллегория борьбы флорентийской коммуны против тирании Медичи — Юдифь и Олоферн Донателло и его же Мардзокко. В то время обе работы располагались на Пьяцца делла Синьория, перед входом во дворец (сегодня оригинал Юдифь с Олоферном можно увидеть в Зале Лилий Палаццо Веккьо, а Мардзокко представлен в музее Барджелло). Решение, однако, повлекло за собой серьезную проблему — как перевезти с площади Дуомо на площадь Синьории огромную статую Давида весом более 5 тонн. Для этого требовалась специальная транспортная система.

14 мая 1504 года переезд начался. В нем приняли участие более 40 нанятых рабочих, которые для медленного и аккуратного перемещения Давида Микеланджело использовали деревянные подмости с коробом, скользящие по смазанным балкам. Мраморная статуя, при этом, должна была оставаться приподнятой снизу таким образом, чтобы исключить любую вибрацию, способную повредить скульптуру.

давид микеланджелоТранспортировка статуи Давида на Пьяцца Синьории

Чтобы лучше понять сложность и уникальность переезда, достаточно представить, что стена внутреннего двора Оперы дель Дуомо была разобрана, а путешествие длинной в 600 метров длилось четыре дня. К тому же, в одну из ночей группа молодых людей из верных сторонников отстраненных от власти Медичи напала на статую, забросав ее камнями. Давид Микеланджело прибыл к месту своего назначения 18 мая. Здесь мастер закончил оформление статуи — покрасил ствол дерева за правой ногой в золотые тона и добавил латунные гирлянды с позолоченными медными листьями, окружившие голову и заплечный ремень.

Юдифь и Олоферна Донателло 8 июня перенесли в Лоджию Ланци, а 8 сентября 1504 года Давид Микеланджело предстал перед флорентийцами на новом постаменте.

Путешественники часто выбирают:

Описание Давида Микеланджело

Давид представлен Микеланджело в момент подготовки к битве с гигантом Голиафом. В его хмуром взгляде — свирепая решительность, в его теле — ощущение необычайной физической силы, в его правой руке — камень, а в левой — праща. В выражении лица юноши — чувство презрения к заклятому врагу. Игра теней в глазах и пронзительный взгляд созданы благодаря усовершенствованной Микеланджело технике вдавливания зрачков. Идеально подчеркнуто спортивное телосложение юноши, отчетливо прорисовываются вены, ребра и сухожилия. Правая нога библейского героя усилена небольшим стволом дерева, левая нога и правая рука расслаблены.

Голова и руки Давида Микеланджело увеличены, но снизу они смотрятся вполне гармонично. В вариациях пропорций можно легко уловить философскую направленность: голова представляет разум, позволяющий человеку мыслить, а руки, по сути, являются инструментом, который разум использует для работы и созидания.

  • Высота Давида Микеланджело — 5,17 метров.
  • Максимальная ширина статуи — почти 2 метра.
давид микеланджелоДетали

Где находится оригинал и копии

Оригинальная скульптура выставлена в Галерее Академии во Флоренции. Сюда Давид был доставлен в 1873 году, после чего в ожидании строительства Трибуны пролежал в ящике с песком 9 лет. В 1910 году на месте оригинала перед Палаццо Веккьо была установлена мраморная копия шедевра Микеланджело работы скульптора Луиджи Арригетти.

Еще одна копия Давида во Флоренции, выполненная из бронзы по гипсовой отливке Клементе Папи (1846 г.), возвышается над Пьяццале Микеланджело, расположенной на другой стороне реки Арно. У подножия статуи находятся бронзовые копии четырех аллегорий из капеллы Медичи. Эта копия Давида была установлена в 1873 году.

давид микеланджело, площадь микеланджелоКопия Давида Микеланджело на Пьяццале Микеланджело © George M. Groutas (CC BY 2.0) / flickr.com

Копии Давида Микеланджело разных размеров и из различных материалов можно увидеть во всем мире. Самым маленьким, вероятно, является 1 и 0,1-миллиметровый экземпляр из меди, изготовленный с помощью 3D-печати. Наиболее известными за пределами Италии являются реплики в Пушкинском музее Москвы (Итальянский дворик), а Академии художеств Санкт-Петербурга (Итальянский зал), а также в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Последняя скульптура дополнена съемным фиговым листочком, прикрывающим причинное место во время визитов королевы.

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Мария

173

1.5 ч.

Влюбиться во Флоренцию

Понять, почему Флоренция — один из самых прекрасных городов в мире

€100 за экскурсию

Подробнее

irina

6

2.5 ч.

Быт, нравы и страсти средневековой Флоренции

Узнать захватывающую историю города и его жителей в XIII-XIV веках

€130 за экскурсию

Подробнее

Ольга

1

3 ч.

Первое знакомство с Флоренцией

Обзорная пешеходная экскурсия по городу

€180 за экскурсию

Подробнее

Ольга

2

3 ч.

Галерея Уффици: от Джотто до Караваджо

Погружение в мир Флорентийского Ренессанса и знакомство с его ключевыми работами

€180 за экскурсию

Подробнее

Мария

85

1.5 ч.

Галерея Уффици: от готики до барокко

Шедевры изобразительного искусства и судьбы художников в экскурсии по главному музею города

€100 за экскурсию

Подробнее

Мария

5

1.5 ч.

В гостях у Палаццо Веккьо

Проследить историю Флоренции от Средневековья до наших дней на примере одного уникального здания

€100 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии