Дата последнего обновления: 14.07.2024

Базилика и монастыри Сантиссима Аннунциата: история, архитектура, древняя икона и главные шедевры, режим работы, экскурсии, где находится

 
 

Церковь Сантиссима Аннунциата является одной из самых почитаемых Марианских святынь во Флоренции и духовным центром сервитского ордена. Монастырский комплекс хранит огромное количество произведений искусства великих тосканских мастеров, поэтому его посещение стоит обязательно включить в маршрут посещения города.

История Сантиссима Аннунциата

Церковь была основана как небольшой ораторий в XIII веке семью святыми основателями монашеского Ордена сервитов (служителей Девы Марии). Это были выходцы из благородных флорентийских семей, которые, согласно преданию, удостоились видения Богородицы. Они пожертвовали бедным все, что имели, и удалились из города в обитель на Монте-Сенарио для совместного проживания и создания ордена в 1233 году.

Просьбу о закладке первого камня оратория пришлось писать епископу Сиены, поскольку кафедра Флоренции в то время была вакантна. Церемония состоялась в Страстную пятницу 1250 года, совпавшую с праздником Благовещения и первым днем года по флорентийскому календарю — 25 марта. Первоначальное название Санта-Мария-ди-Кафаджо свидетельствует о том, что территория находилась за пределами городских стен.

Это интересно

В 1412 году власти Флоренции, вопреки желанию горожан, постановили отмечать праздник Благовещения в соборе Санта Мария дель Фьоре, а не как прежде — в Санта-Мария-ди-Кафаджо (Сантиссима Аннунциата). Главной целью было получение на строящийся собор щедрых пожертвований, приуроченных к 25 марта. Спустя 4 года недовольство флорентийцев приняли во внимание, что позволило вернуть святилищу Кафаджо историческую справедливость.

Средневековый монастырь поддерживал богословскую и гуманистическую культуру. Братьям выделяли денежное содержание для учебы в университетах Италии, Сорбонны и Эрфурта. В середине XV века была создана библиотека с 40 столами-плутеями (как и в Библиотеке Лауренциана). В читальный зал можно было попасть не только из монастыря, но и с улицы.

Подавление религиозных орденов в XIX веке привело к лишению законного имущества и сокращению монастыря Сантиссима Аннунциата. Сегодня часть комплекса используется гражданскими службами.

Чем заняться

Архитектура

Внешний вид средневековой постройки претерпел значимые изменения между XV-XVI вв. под руководством Микелоццо и Леон Баттиста Альберти, при содействии Пьетро ди Козимо деи Медичи.

сантиссима аннунциата, сантиссима аннунциата флоренция, церковь сантиссима аннунциатаВнешний вид Сантиссима Аннунциата © Sailko / Wikimedia Commons

Входной портик с семью арками является результатом вмешательств, направленных на придание площади Сантиссима Аннунциата единого архитектурного облика в соответствии с Лоджией Брунеллески в Оспедале дельи Инноченти.

Центральная арка портика возведена Антонио да Сангалло Старшим по задумке Микелоццо, остальные — добавлены Каччини в 1599-1601 гг. на средства семьи Пуччи (имена братьев Алессандро и Роберто указаны в латинской надписи вдоль портика). Фреска над аркой является копией «Веры и Милосердия» Якопо Каруччи, известного как Понтормо. Оригинал 1513 года находится в Музее Ченаколо Андреа дель Сарто.

Центральная арка © John Samuel / Wikimedia Commons

Центральный входной портал, ведущий в церковь через Кьострино деи Воти, увенчан мозаикой «Благовещение» Давида Гирландайо (1509-12 гг.). Справа от него — вход в ораторий Сан Себастьяно, построенный Микелоццо в 1452 году по заказу Пуччи, слева — в Кьостро Гранде.

сантиссима аннунциата, сантиссима аннунциата флоренция, церковь сантиссима аннунциатаОраторий Сан Себастьяно © Sailko / Wikimedia Commons

Арка Марии Магдалины

Справа от базилики Сантиссама Аннунциата, над Виа Джино Каппони, проходит крытый коридор, соединяющий церковь с Палаццо Крочетта, где сегодня располагается Археологический музей.

Переход использовала Мария Магдалина Медичи, дочь великого герцога Тосканы Фердинанда I и сестра Козимо II, с трудом передвигавшаяся по лестницам из-за порока развития ног. Над вторым медальоном в правом нефе церкви есть «золотая решетка», сквозь которую принцесса наблюдала за мессами, оставаясь незамеченной.

Тематические экскурсии:

История торговой Флоренции

Погрузится с историю и атмосферу торгового города средних веков и открыть наследие тех времен

€160 за экскурсию

Подробнее
Произведения Микеланджело в замке Барджелло и базилика Санта-Кроче

Изучить шедевры в компании гида-искусствоведа и осознать роль мастера в истории искусства

€210 за экскурсию

Подробнее
Флорентийские убийства

Пройтись по центру города и поговорить о преступлениях, сотрясавших его средневековые улицы

€140 за экскурсию

Подробнее

Внутреннее убранство церкви Сантиссима Аннунциата

Богатый интерьер украшен цветным мрамором, фресками, лепниной, медальонами, позолотой и многочисленными работами весьма почитаемых мастеров.

сантиссима аннунциата, сантиссима аннунциата флоренция, церковь сантиссима аннунциатаЦентральный неф © Bruno Rijsman / flickr.com (CC BY-SA 2.0)

Главный алтарь спроектировал, предположительно, Леон Баттиста Альберти в 1471 году, а завершил — Джоваккино Фортини в 1704-м. Оригинальное деревянное распятие, сделанное для алтаря Антонио и Джулиано да Сангало в 1481-82 гг., сегодня находится в капелле Джоаккино да Сиена. Оно имеет сходство с Распятием Брунеллески в базилике Санта-Мария-Новелла.

сантиссима аннунциата, сантиссима аннунциата флоренция, церковь сантиссима аннунциата

Резной киворий работы Филиппо и Джулиано ди Баччо д’Аньоло установлен в 1546 году. Спроектированный Альфонсо Париджи серебряный реликварий с крестом из горного хрусталя в 1655 году подарил церкви Сантиссима Аннунциата Антонио ди Витале деи Медичи. Его воплотили в жизнь Джованни Баттиста и Антонио Мерлини.

По бокам пресвитерия расположены две монументальные мраморные эдикулы по проекту Джованни Каччини с фигурами святых Петра (1601 г.) и Павла (1609-10 гг.), вылепленные его учеником Герардо Сильвани. У одной из статуй — мемориальная доска над местом захоронения Андреа дель Сарто (1486-1530).

Трибуна Сантиссима Аннунциата в форме ротонды, выполненная Миколоццо в 1444 году, впоследствии была преобразована Леоном Баттиста Альберти и Алессандро Малависти по проекту Пьера Франческо Сильвани. Статуи святых на ограждении датируются XVI-XVII вв., группа над центральным входом  — работа Джамболоньи (1578 г.). Купол в 1680-83 гг. расписал Вольтеррано на тему Успения Богородицы. Мраморный пол создан в 1541 г.

В Сантиссима Аннунциате присутствует 6 органов. Один из них изготовлен в 1509-21 гг., другой, восстановленный в 1628 году, до сих пор имеет оригинальные элементы инструмента I в. из Золотого дома императора Нерона в Риме.

Часовни

В церкви Сантиссима Аннунциата капеллы находятся не только в нефах и трансептах, но и в зоне трибуны/хора.

Капелла Сантиссима Аннунциата

Старейшее ядро церкви Сантиссима Аннунциата расположено сразу за входом слева. Здесь хранится главная ценность — чудотворное «Благовещение» с почитаемым образом Марии.

Чудотворный образ

Согласно традиции, в 1252 году Слуги Марии заказали фреску со сценой Благовещения некоему брату Бартоломео, обладавшему необычайной религиозной чувствительностью. Он приложил все свое умение для реализации достойного изображения, но, несмотря на несколько попыток, ему никак не удавалось написать лик Богородицы, что приводило к неверию в собственные силы. Однажды мастер впал в странную дремоту, а когда очнулся, то образ оказался воплощенным. Чудо объяснили ангельским вмешательством, а фреска в последующем дала название церкви. Она стала объектом большого почитания со стороны флорентийцев.

Впрочем, достоверно не известно, существовала ли работа Бартоломео. Стилистический анализ показал, что сегодня в капелле Аннунциаты находится Благовещение XIV века со следами вмешательств XV и XVI вв. Последняя реставрация освежила драгоценный образ Мадонны. В 2020 году была отремонтирована завеса, не работавшая с 1950-х гг.

Высокие колонны из каррарского мрамора поддерживают резной антаблемент, украшенный фестонами, лентами и медальонами. Барочный шпиль реализован Лукой Бончинелли (1674 г.) по проекту Вольтеррано.

Капелла окружена бронзовой решеткой работы Мазо ди Бартоломео (1447 г.). Оригинальные серебряные светильники, украденные французскими оккупантами, после 1799 года были постепенно заменены аналогами, подаренными Сантиссима Аннунциате разными организациями и семьями.

Чем заняться

Капеллы слева (XV в.)

Начиная от входа в церковь.

2. Феррони  — богатая отделка мрамором и лепниной Джованни Баттиста Фоджини (1693 г.), статуи святых Франциска (Камилло Катени) и Доминика (Карло Марчеллини), позолоченные бронзовые медальоны работы Массимилиано Солдани Бенци, серебряная лампа 1694 года.

3. Монтаути  — фрески Алессандро Аллори, алтарный образ Андреа дель Кастаньо (ок. 1454 г.).

4. Распятия  — алтарная панель «Распятие» Джованни Страдано, на левой стене копия фрагмента «Суда Микеланджело» работы Алессандро Аллори, добавившего среди персонажей портрет Микеланджело в знак уважения к мастеру.

5. Успения  — «Успение Марии» Перуджино перенесено из главного алтаря (одна из двух первоначальных сторон находится в Галерее Академии).

6. Грацци  — фреска, приписываемая Стефано д’Антонио (1440 г.), полотна Якопо Виньяли, росписи на своде Вольтеррано.

7. Крочефиссо (левый трансепт) — на алтаре Распятие начала XV в., ценные терракотовые статуи Богородицы и Иоанна Богослова мастерской Луки делла Роббиа (1430-50 гг.).

Сан Филиппо Беници (слева от главного алтаря) — алтарный образ со святым во Славе и небольшое полотно Вольтеррано.

Капеллы справа (XIV-XV вв.)

Начиная от входа в церковь.

1. Святого Николая Барийского  — фрески Маттео Росселли (1623), люнеты — Доменико Пульяни.

2. Блаженного Джоаккино Сиенского  — оригинальное Распятие Антонио и Джулиано да Сангало (1483), изображение Джоаккино работы Пьетро Дандини.

3. Семи святых  — цикл фресок Вольтеррано посвящен семи отцам-основателям Ордена сервитов.

4. Сан Пеллегрино Лациози  — посвящена Пьете, алтарный образ 1675 года Козимо Уливелли.

5. Аддолората  — построена Микелоццо, надгробные памятники представителей второстепенной ветви Медичи: Орландо ди Гуччо работы Бернардо Росселлино (XV в.) и Томмазо (XVI в.), фрески Козимо Уливелли.

7. Святого Причастия / Фальконьери (правый трансепт) — мрамор по проекту Фернандо Фуги (XVIII в.), небольшой купол и алтарное полотно работы Винченцо Меуччи, мощи святой основательницы ордена сервиток Юлианы Фальконьери (с 1676 г.).

Капелла Пьеты Бандинелли (справа от алтаря) — скульптурная группа из каррарского мрамора работы Баччо и Клементе Бандинелли (1554-59 гг.) с Иисусом опирающимся на Никодима (в образе старика Баччо изобразил себя).

Часовни Трибуны (XV-XVI вв.)

Начиная от входа слева и далее по часовой стрелке.

1. Рождества Христова  — алтарное полотно «Рождество Богородицы» Алессандро Аллори (1602).

2. Михаила Архангела  — картины XVII в. Симоне Пиньони, фрески свода — Козимо Уливелли.

3. Апостола Андрея  — алтарь и «Мадонна со святыми» Перуджино.

4. Воскресения Христова  — алтарный образ Аньоло Бронзино (1552), деревянная статуя Сан-Рокко работы Фейта Штоса, мраморная фигура Сан-Франческо-ди-Паола мастера Джузеппе Пьямонтини.

5. Джамболоньи (центральная) — в 1559 году перешла к скульптору, создавшему здесь бронзовое Распятие и барельефы со сценами Страстей. В капелле хранятся останки Джамболоньи и Пьетро Такка.

7. Слепорожденных  — алтарное полотно «Чудо слепорожденного» Пассиньяно (1604).

8. Святой Екатерины  — «Мистическая свадьба св. Екатерины» Биливерта (1642) на алтаре, фрески Виньяли на своде.

Ризница Мадонны Вестри

Сагрестия расположена за пределами церкви Сантиссима Аннунциата, в проходе к Кьостро Гранде. Она была устроена в 1635 году Алессандро и Антонио ди Витале деи Медичи по проекту Маттео Ниджетти, ответственного за строительство Часовни Принцев в Капеллах Медичи. Ризница использовалась для хранения облачений, мебели и столового серебра.

На алтаре размещено «Успение» Якопо Виньяли, на правой стене — фреска Чекко Браво.

Клуатры

В комплексе Сантиссима Аннунциата — несколько монастырских дворов.

Кьострино деи Воти (Обетов)

Небольшой двор с портиком, построенный между 1447-52 гг. по проекту Микелоццо, предваряет вход в церковь Сантиссима Аннунциата. Раньше он был наполнен вотивными дарами, принесенными в знак благодарности Мадонне за помощь. Отсюда и происходит название клуатра. Многочисленные предметы удалили во время подавления монастырских орденов в XVIII в.

Монастырь обетов © MenkinAlRire / Wikimedia Commons

Кьострино деи Воти знаменит великолепными фресками XV-XVI вв., представляющими антологию раннего флорентийского маньеризма. Авторы — уже известные Алессо Бальдовинетти и Козимо Росселли, также молодые художники — Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино, Понтормо и Франчабиджо.

В верхнем ряду окон есть два ложных проема. В одном из них за происходящим наблюдает монах. На левой боковой стене установлен бюст Андреа дель Сарто работы Джованни Каччини. Кровля из стекла и железа датируется второй половиной XIX в.

Кьостро Гранде, или Морти

Великий, или Мертвый монастырь, перестроенный в XV в., расположен слева от базилики Сантиссима Аннунциата. Его 25 люнетов расписаны в начале XVI в. несколькими мастерами, в том числе — Вентурой Салимбенеи, Бернардино Поччетти, Маттео Росселли.

Кьостро Гранде © Sailko / Wikimedia Commons

Над боковым входом в церковь находится шедевр Андреа дель Сарто — знаменитая Мадонна дель Сакко (1525 г.). Ее попросил написать некий монах Якопо де Серви во исполнение обета другого лица, оставившего за работу определенную сумму.

Из Кьостро Гранде можно попасть в трапезную с деревянным алтарем со Скорбящей Богоматерью XVIII в. и фресками, а также Часовню Капитула, построенную в 1384 году и реконструированную в 1722-м.

Также из монастыря есть доступ к Капелле Художников (св. Луки), где нашли упокоение самые выдающиеся члены Академии делле Арти дель Дизеньо, созданной в 1563 году (с 1784-го — Академия изящных искусств). Среди них — Понтормо, Франчабиджо, Бенвенуто Челлини и др. Часовня украшена фресками Алессандро Аллори, Понтормо и Вазари, статуями флорентийских скульпторов, терракотой школы делла Роббиа и пр.

сантиссима аннунциата, сантиссима аннунциата флоренция, церковь сантиссима аннунциатаКапелла Художников © Sailko / Wikimedia Commons

Кьостро Секондо

О Втором монастыре известно с 1322 года, а о его перестройке с каменными колоннами — с 1371-го. Ниша с полихромной фигурой Сан Филиппо Беници (1671 г.) украшена фресками Чекко Браво (XVII в.). Когда-то здесь размещалась созданная Амманнати статуя Победы, представленная сегодня в Национальном музее Барджелло.

Второй монастырь © Sailko / Wikimedia Commons

Режим работы

Базилика Сантиссима Аннунциата открыта ежедневно — с 07:30 до 12:30 и с 16:00 до 18:30.

Дополнительно в праздничные дни — с 20:45 до 21:45.

Билеты

Вход в церковь бесплатный.

Где находится базилика Сантиссима Аннунциата

Церковь расположена в северо-восточной части Пьяцца Сантиссима Аннунциата, рядом с Оспедале дельи Инноченти и Археологическим музеем.

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Светлана

3

2 ч.

История торговой Флоренции

Погрузится с историю и атмосферу торгового города средних веков и открыть наследие тех времен

€160 за экскурсию

Подробнее

Евгения

2

2.5 ч.

Флорентийские штучки

Почувствовать обаяние местной повседневности и увезти оригинальные вещи, напоминающие о городе

€155 за экскурсию

Подробнее

Шорена

2

2 ч.

Флоренция Екатерины Медичи

Пройти по местам королевы и понять, почему её называют чёрной

€154 за экскурсию

Подробнее

Ольга

0

8 ч.

День в долине Валь д’Орча: сыр, брунелло, пейзажи

Гастрономическая и эстетическая поездка по Тоскане

€600 за экскурсию

Подробнее

Шорена

0

2.5 ч.

Произведения Микеланджело в замке Барджелло и базилика Санта-Кроче

Изучить шедевры в компании гида-искусствоведа и осознать роль мастера в истории искусства

€210 за экскурсию

Подробнее

Татьяна

1

2 ч.

Флорентийские страсти: любовь, интриги, преступления

Взглянуть на колыбель Ренессанса с другого ракурса и увидеть город в его «человеческом» облике

€120 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии