Музей Дуомо собрал в своих стенах одни из лучших произведений искусства, которые когда-то украшали собор Санта Мария дель Фьоре, баптистерий Сан Джованни и колокольню Джотто. Последняя реструктуризация была организована таким образом, чтобы гости могли пережить прошлое и настоящее собора, исследуя как он изменялся с годами. Новый дизайн представляет уникальные шедевры в обстановке, отражающей среду, для которой шедевры создавались изначально. Теперь это, своего рода, «музей в музее». На 1 этаже есть кафе, книжный магазин и гардероб.
История музея Дуомо
В 1891 году часть залов здания Оперы Дуомо преобразовали в музей и открыли для широкой публики. Здесь была представлена бесценная коллекция, пополнявшаяся на протяжении нескольких столетий. В комплекс, также, вошли три архитектурно-исторических шедевра Флоренции — собор Санта Мария дель Фьоре, баптистерий Сан Джованни и колокольня Джотто.
С 2009 по 2015 год музей Оперы Дуомо был закрыт на радикальную реконструкцию, в ходе которой его значительно расширили. Он вновь открылся для посетителей 29 октября 2015-го.

Опера дель Дуомо
Учреждение было основано Республикой Флоренция в 1296 году с целью наблюдения за строительством флорентийского Дуомо. В течение веков после строительства собора и его освящения 25 марта 1436 г., организация продолжала заниматься обогащением и сохранением монументального комплекса, обеспечивая его защиту и обслуживание.
С 1400 года Опера занимала свое нынешнее место — палаццо за апсидой Дуомо. В здании длительное время располагались офисы и мастерские, где работали многие архитекторы и художники. Здесь находилась штаб-квартира Филиппо Брунеллески, и именно здесь Микеланджело сотворил своего знаменитого Давида, первоначально предназначавшегося для одного из контрфорсов на внешней стороне купола Брунеллески. С XVII по XIX вв. площади Оперы Дуомо использовались под склады.
Залы музея Оперы Дуомо
Музей занимает 6000 квадратных метров на трех этажах палаццо. Экспозиции размещены в 28 залах.
Первый этаж (Piano Terra)
Исторический вход раньше вел в офисы и мастерские Оперы Дуомо, а теперь первым приветствует посетителей музея Оперы Дуомо.
Кортиле дель Тиччиати — крытый внутренний двор со скульптурной группой в стиле барокко, снятой с алтаря баптистерия Сан Джованни в 1912 году и замененной восстановленным средневековым алтарем. Скульптурную группу с вознесенным к небесам Иоанном Крестителем выполнил Джироламо Тиччиати в 1732 году.

Коридор Оперы увековечил в памяти тысячи имен людей, так или иначе внесших вклад в строительство комплекса флорентийского Дуомо — в его создание, расширение, украшение и сохранение. Среди них — великие и малоизвестные архитекторы, скульпторы и художники, поэты, музыканты и философы, ремесленники и рабочие. Памятная стена была создана в 2015 году. Ее протяженность составляет 10 метров.
Вводный зал и Галерея скульптур музея Оперы Дуомо посвящены произведениям Тино ди Камайно, статуям пророков и апостолов флорентийских мастеров XIV века, мраморным барельефам и фрагментам соборных Порта делла Мандорла (1404-09 гг.), работам Донателло, Нанни ди Банко, Гуиди, Якопо ди Пьетро и др. Во Вводном зале хранится деревянная модель арнольфианского фасада собора размером 251×239 см, выполненная Franco Gizdulich в 2000 году, а также тыльные стороны полотен Северных дверей баптистерия работы Лоренцо Гиберти (между 1402-24 гг.)
Зал Парадизо (Рая) считается главным в музее Оперы Дуомо. В нем выставлен воссозданный на основе рисунков первый фасад Санта Мария дель Фьоре с фигурами апостолов и евангелистов, работы Арнольфо ди Камбио и его мастерской — Мадонна со стеклянными глазами (1300-31 гг.), Мадонна Рождества Христова (1296-1300 гг.), спящая Дева Мария, папа Бонифаций VIII. Здесь можно увидеть скульптуры работы Якопо ди Пьетро Гуиди, Пьетро ди Джованни Тедеско, Никколо ди Пьетро Ламберти и др.
Кроме того, в зале Парадизо музея Оперы Дуомо представлен оригинал позолоченных бронзовых дверей баптистерия Порта дель Парадизо работы Лоренцо Гиберти (1425-52 гг.), а также лицевой фасад Северных ворот его же авторства (1402-24 гг.) и Южные ворота Андреа Пизано (1330-36 гг.). В зале Рая установлено два римских саркофага II века, оригинальный крест с колонны Сан Заноби и пр.

Зал Фрагментов знакомит с деталями первого фасада собора Санта Мария дель Фьоре, сохранившимися после демонтажа отделки в 1587 году. Они были обнаружены при раскопках, проведенных под нефами собора в 1965-73 гг. Тогда же выявили остатки древнего собора Санта Репарата.
Зал Маддалены назван по деревянной скульптуре Донателло «Кающаяся Мария Магдалина», созданной в середине 1450-х гг. Здесь же представлено несколько работ других мастеров с изображением святых — Магдалины, Репараты, Заноби и Екатерины Александрийской.

Капелла Реликвий хранит часть соборной коллекции ценностей, которая состоит из более чем 600 различных предметов. Особое место занимают мощи Иоанна Крестителя, девяти святых апостолов и тосканских святых, Крест Великой княгини с реликварием Страстей Христовых, выполненный из золота, полихромной эмали и драгоценных камней.
Трибуна Микеланджело в музее Оперы Дуомо является домом для предпоследней скульптуры великого мастера — Пьеты Бандини. Микеланджело делал ее для своего захоронения в римской церкви, где мечтал обрести вечный покой. Он начал работу примерно в 1547-49 гг., но так ее и не завершил. Такой финал был связан с разочарованием пожилого мастера, обнаружившего в мраморе дефекты. В конце 1555-го Микеланджело окончательно отказался от создания скульптурной группы и даже покалечил ее.
Пьета была выкуплена у римской семьи Бандини в 1671 году великим герцогом Тосканы Козимо III Медичи. Ее собрали заново и поместили в базилику Сан Лоренцо. В 1722-м скульптуру перенесли в Дуомо и поставили перед алтарем Пресвятой Богородицы, а в 1933-м — поместили в капеллу Сант Андреа. В музее Оперы Дуомо Пьета Бандини находится с 1981 года. Предполагается, что в образе Никодима, поддерживающего тело Иисуса, Микеланджело изобразил свой портрет.

Исторический лапидарий содержит коллекцию архитектурных элементов, надгробных надписей и скульптурных реликвий XI-XVI вв. Здесь можно увидеть некоторые фрагменты крестильной купели баптистерия и ограды пресвитерия, а также резного решетчатого орнамента, типичного для Флоренции XIII в.
Атриум театра Интрепиди с Новой лестницей служил в XIX в. для мастерских и складов. К 1914 году оставшиеся декорации и сцена были окончательно разобраны. Театр являлся детищем великого герцога Пьетро Леопольдо Габсбурга.
Тематические экскурсии:
Флорентийские любовные истории
Погулять по историческому центру и погрузиться в его романтические сюжеты с гидом-писателем
€140
Медичи и Микеланджело
Посетить усыпальницы Медичи и понять дух великого семейства
€36 за одного
Личное свидание с Флоренцией
Влюбись в город за 2 часа: яркие впечатления и неожиданные открытия только для тебя
от €140