Дата последнего обновления: 04.08.2021

Базилика Сан Лоренцо во Флоренции: история, что посмотреть, капеллы, главный алтарь и кафедры Донателло, режим работы, цены, адрес

Базилика Сан Лоренцо имеет почетный титул Малой папской базилики и считается старейшей во Флоренции. Документы подтверждают, что впервые церковь была освящена в далеком 393 году святым Амвросием Медиоланским, считающимся одним из самых влиятельных церковных деятелей IV столетия. Около трех веков Сан Лоренцо выполнял функцию флорентийского собора, в Средневековье базилика являлась семейным приходом Медичи, а сегодня считается одной из популярных туристических достопримечательностей Тосканской столицы.

История базилики Сан Лоренцо

Первая, построенная в IV веке, древнехристианская церковь располагалась за пределами городских стен на холме рядом со старым руслом правого притока Арно — реки Муньоне. Предание гласит, что еврейская матрона по имени Джулиана решила пожертвовать на строительство храма в честь римского мученика Лоренцо, если родит сына, которому даст то же имя. Видимо ей это удалось, так как уже в 393 (или 394) году состоялось освящение церкви в присутствии святых Амвросия и Заноби, епископа Флоренции. Предполагается, что последний был похоронен в соборе Сан Лоренцо между 417 и 429 гг., а приблизительно в IX веке его останки вместе со святым епископским троном (кафедрой) торжественно перенесли в церковь Санта Репарата, назначенную новым собором Флоренции. Мощи святого до сих пор хранятся в склепе флорентийского Дуомо — Санта Мария дель Фьоре.

© Rufus46 / Wikimedia Commons

Церковь Сан Лоренцо была перестроена в романском стиле в начале XI в. и повторно освящена в 1059/60 г. папой римским Николаем II, бывшим епископом Флоренции.

Нынешняя базилика была построена между 1421-м, когда была проведена торжественная церемония закладки первого камня, и концом 1460-х. Финансовую поддержку оказывали прихожане, но основным спонсором стал богатый банкир, праотец могущественного рода Медичи — Джованни ди Биччи. Сначала он поручил Брунеллески возведение часовни-ризницы (теперь называемой Старой ризницей), а затем возложил на мастера строительство церкви. После смерти Джованни в 1429 году, процесс возведения храма был приостановлен до тех пор, пока в 1441 году его сын Козимо Медичи Старый не взял на себя вопрос финансирования, фактически сделав храм собственностью своей семьи.

На этом втором этапе руководство работами перешло, вероятно, к архитектору Микелоццо, наследнику многочисленных строительных площадок, начатых Брунеллески. С 1457 года процессом руководил Антонио Манетти, известный биограф Брунеллески. В 1461 г. был освящен главный алтарь, а спустя 3 года в мир иной ушел Козимо Медичи. Его, как и отца, похоронили в базилике Сан Лоренцо, и с тех пор, вплоть до исчезновения прямых наследников рода, представители семьи Медичи, за некоторыми исключениями, находили вечный покой именно здесь. Традиция была продолжена при новых герцогах Тосканских из Лотарингов-Габсбургов.

Модель фасада Микеланджело © Sailko / Wikimedia Commons

По воле папы Льва X, сына Лоренцо Великолепного Медичи, базилика Сан Лоренцо должна была быть достойно завершена мраморной облицовкой фасада. Около 1515 года был объявлен конкурс на разработку проекта, в котором приняли участие Джулиано да Сангалло, Рафаэль, Микеланджело и ряд других великих мастеров. В итоге понтифик в 1518 году доверил задачу Микеланджело. Многие рисунки и деревянная модель, выставленные сегодня в Каза Буонарроти, могут дать представление о масштабах проекта, который так и не был реализован.

В 1907 году была создана Опера Лаврентиана Медичи для управления и сохранения базилики. В 2011 году тогдашний мэр Флоренции Маттео Ренци предложил завершить фасад Сан Лоренцо по проекту Микеланджело, но инициатива не получила дальнейшего развития.

Интерьер

Базилика Сан Лоренцо построена в романском стиле с присущей Брунеллески строгостью и рациональной концепцией пространства. Она имеет три нефа и трансепт, на пересечении которого с центральной продольной осью возвышается купол с росписью «Слава флорентийских святых» Винченцо Меуччи. Работа была выполнена в 1742 г. по заказу последнего представителя династии Медичи Анны Марии Луизы, которая умерла бездетной в 1743 г.

базилика сан лоренцо флоренцияИнтерьер базилики Сан Лоренцо © operamedicealaurenziana

Вдоль боковых нефов расположены капеллы с арочными проемами и погребальные памятники. Стены декорированы пилястрами цвета pietra serena. Круглые колонны заканчиваются элементами «dado brunelleschiano», состоящими из коринфской капители и кубического пульвана с рельефным фризом. На них опираются арки, увенчанные выступающими карнизами. Круглые окна над боковыми часовнями и высокие проемы под потолком наполняют базилику Сан Лоренцо светом. Белый кессонный потолок украшен позолоченными розетками.

Главный алтарь из полудрагоценного камня спроектирован Гаспаре Марией Паолетти в 1787 году. Он увенчан Распятием, приписываемым Валерио Чоли. Прямоугольник перед алтарем с полихромным узором показывает, где находится погребение Козимо Старого в склепе ниже. Это исключительное решение для гражданского захоронения, так как в подобных местах традиционно располагаются могилы святых или самые драгоценные реликвии. Это свидетельствует о необычайном престиже династии Медичи для базилики Сан Лоренцо.

базилика сан лоренцо флоренцияГлавный алтарь и Распятие Валерио Чоли © Sailko / Wikimedia Commons

Капеллы базилики Сан Лоренцо

Часовни находятся в нефах, трансептах и приделах базилики. Каждая из них имеет собственные шедевры. 39florence предлагает обратить внимание на несколько работ в капеллах.

Правый неф

Часовни по порядку, начиная от входа в базилику Сан Лоренцо:

  • первая — «Мученичество святого Себастьяна» Якопо да Эмполи;
  • вторая — часовня Джинори. Здесь находится картина Россо Фиорентино «Обручение Девы Марии» (1523 г.), где юный, кучерявый и безбородый Иосиф надевает кольцо на палец будущей Богородицы. Работа имела особое религиозное значение, так как перед ней молодые невесты благословляли обручальные кольца;
  • третья — «Сан Лоренцо и ду̀ши в Чистилище» Никколо Лапи;
  • четвертая — «Успение (Вознесение) Богородицы» Гирландайо;
  • шестая — «Поклонение волхвов» Джироламо Маккьетти.
базилика сан лоренцо флоренцияФрагмент Обручения Девы Марии, Россо Фиорентино (1523 г.)

На стене у пересечения с трансептом размещен киворий Дезидерио да Сеттиньяно (1460 г.). В его основании — Пьета, в центре — перспективный вид церкви и поклоняющиеся ангелы, по бокам — оригинальные подсвечники, сверху — композиция «Поклонение младенцу Иисусу».

Правый трансепт

Справа от главного алтаря находится капелла с фреской Богоматери Никколо Томмазо и распятие работы Антонио дель Поллайоло. Во главе правого трансепта расположена часовня Святого Таинства с картиной Фабрицио Боски конца XVI века, изображающей Сан Заноби. Здесь же размещен похоронный памятник Марии Анны Саксонской, первой жены Великого герцога Тосканы Леопольда II (из династии Габсбургов). На правой стене можно увидеть «Рождество Христово» мастеров школы Гирландайо (конец XV в.).

Левый трансепт

В центре левого «рукава» находится часовня работы Брунеллески, освященная во имя святых покровителей семьи Медичи — Космы и Дамиана. Здесь хранятся многочисленные реликварии, на входной арке есть две фрески, приписываемые Поччетти. Алтарь украшает Мадонна с младенцем XIV века, приписываемая мастеру Мадонна ди Сан Лоренцо. Эта капелла примыкает к Старой ризнице.

Левее расположена часовня Мартелли, где помимо памятника Донателло работы Дарио Гвидотти и Рафаэлло Романелли (1896 г.) есть две важные работы эпохи Возрождения. Это саркофаг семьи Мартелли (около 1455 г.) и «Благовещение» Филиппо Липпи (около 1440 г.), являющееся одним из лучших ранних произведений мастера. Над алтарем — полихромное деревянное Распятие XV века, на левой стене — полотно Джузеппе Никола Назини «Сан Джироламо с ангелом».

базилика сан лоренцо флоренция, филиппо липпиФрагмент Благовещения Мартелли, Филиппо Липпи

Левый неф

Стену возле трансепта украшает огромная фреска Аньоло Бронзино «Мученичество святого Лаврентия» конца 1560-х гг. Среди фигур можно заметить автопортрет живописца и его учителя Понтормо. Художник должен был выполнить аналогичную работу на противоположной стороне, но не успел ее даже начать.

В левом нефе есть портал, ведущий в монастырский двор.

Кафедры Донателло

В последних перед трансептом пролетах нефов установлены две бронзовые кафедры по проекту Донателло. Их заканчивали помощники ма̀стера — Бертольдо ди Джованни и Бартоломео Беллано. Предполагается, что кафедры выполнялись после 1460 года и предназначались для главного алтаря базилики Сан Лоренцо или должны были использоваться в качестве саркофагов для Козимо Старого и его жены (или сына Джованни). Впервые их водрузили на колонны в 1515 году во время визита во Флоренцию папы Льва X (Джованни Медичи). Затем подмости разобрали и вновь собрали в 1558-65 гг.

В XVI в. итальянский скульптор и художник эпохи маньеризма Баччо Бандинелли высказался о кафедрах как о худших работах Донателло, сделав акцент на приближающуюся слепоту 80-летнего мастера. Впрочем, в последующие столетия столь грубая оценка была постепенно пересмотрена.

базилика сан лоренцо флоренция, донателлоКафедры Донателло © operamedicealaurenziana

Кафедра Страстей Христовых

Короб размерами 2,8 на 1,37 м расположен у левого нефа. Кафедра украшена серией рифленых колонн с капителями, херувимами, поддерживающими фестоны, и непрерывным фризом на антаблементе. Всего на боковых панелях представлено семь сцен из Страстей Христовых, выполненных в технике stiacciato. Две деревянные панели на южной стороне были добавлены в XVII веке.

Кафедра Воскресения Христова

Ее размеры составляют 2,92 на 1,23 м, а находится она у правого нефа. На боковых поверхностях кафедры изображена серия небольших зданий в перспективе, есть фриз, украшенный херувимами, амфорами, стражниками и кентаврами. Длинные стороны содержат по три сцены, короткие — по одной. Восемь эпизодов рассказывают о Христе после его смерти и воскресения, без строгого соблюдения последовательности по Евангелию и с добавлением мученичества Сан Лоренцо, где была обнаружена дата 15 июня 1465 года. Две полированные деревянные панели с северной стороны установлены в XVII веке.

Путешественники часто выбирают:

Трибуна Микеланджело

Tribuna delle reliquie можно увидеть на контрфасаде базилики Сан Лоренцо, над центральным входным порталом. Она была спроектирована Микеланджело Буонарроти приблизительно в 1531/32 гг. по заказу папы Климента VII (1478-1534 гг.). Балкон с балюстрадой поддерживают две колонны с капителями коринфского ордера. Между ними установлен лепной герб Медичи, а в верхней части контрфасада виднеется герб Савойского дома, выполненный в технике гризайль в XIX веке.

Работу над Трибуной завершили в декабре 1532 года. Она является одним из наименее известных проектов Микеланджело.

Кампанила

Колокольня была возведена Фердинандо Руджиери в 1740-41 гг. по заказу Анны Марии Луизы Медичи.

Последняя реставрация проводилась в 2016-20 гг. Колокола также обрели новую жизнь, в частности Альт, в котором пришлось заделывать трещину. В отличие от других базилик Флоренции, таких как Санта Мария Новелла, где звук был электрифицирован для сохранения кампанилы, колокола Сан Лоренцо продолжают издавать естественный звон.

© 林高志 / Wikimedia Commons

На кампаниле Сан Марко установлено 5 колоколов: 2 маленьких, переделанных в 1700 году, которые будут звучать в будние дни, и 3 больших, подаренных великим герцогом Тосканским Джаном Гастоне Медичи в 1740 году.

Монастырь каноников

За строительство монастыря с двойной лоджией и аркадой на нижнем уровне отвечал в 1457-60 гг. Антонио Манетти Чаккери. На правой стене входного портика изображена лепная скульптура Мадонны с младенцем в стиле Дезидерио да Сеттиньяно, с рамкой из глазурованной терракоты (датируется 1513 г.). С той же стороны расположены многочисленные надгробия, а в дальнем углу есть доступ к верхнему клуатру, где находится библиотека Лауренциана. Сбоку в нише установлена мраморная фигура епископа Паоло Джовио (1483-1552 гг.) работы Франческо да Сангалло (1560 г.).

Во втором портике есть входная дверь в склеп с гробницами Козимо Медичи Старого и знаменитого скульптора Донателло.

базилика сан лоренцо флоренцияМонастырский дворик © Sailko / Wikimedia Commons

Капеллы Медичи

С одной стороны, они относятся к базилике Сан Лоренцо, с другой — являются частью музеев Барджелло. Подробнее о капеллах Медичи можно узнать в нашей отдельной статье.

Режим работы базилики Сан Лоренцо

Посещение для туристов — ежедневно с 10:30 до 16:00.

Цены

Стоимость полного билета — 7 евро.

Как добраться до базилики Сан Лоренцо

Церковь находится в шаговой доступности от базилики Санта Мария Новелла и собора Санта Мария дель Фьоре. Ближайшие остановки автобуса — «Cappelle Medicee» и «Piazza Di San Lorenzo».

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Мария

173

1.5 ч.

Влюбиться во Флоренцию

Понять, почему Флоренция — один из самых прекрасных городов в мире

€100 за экскурсию

Подробнее

irina

6

2.5 ч.

Быт, нравы и страсти средневековой Флоренции

Узнать захватывающую историю города и его жителей в XIII-XIV веках

€130 за экскурсию

Подробнее

Ольга

1

3 ч.

Первое знакомство с Флоренцией

Обзорная пешеходная экскурсия по городу

€180 за экскурсию

Подробнее

Ольга

2

3 ч.

Галерея Уффици: от Джотто до Караваджо

Погружение в мир Флорентийского Ренессанса и знакомство с его ключевыми работами

€180 за экскурсию

Подробнее

Мария

85

1.5 ч.

Галерея Уффици: от готики до барокко

Шедевры изобразительного искусства и судьбы художников в экскурсии по главному музею города

€100 за экскурсию

Подробнее

Мария

5

1.5 ч.

В гостях у Палаццо Веккьо

Проследить историю Флоренции от Средневековья до наших дней на примере одного уникального здания

€100 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии