Оньиссанти (церковь Всех Святых), Флоренция: часовни и алтари, Распятие и Мадонна Джотто, Тайная вечеря Гирландайо и другие шедевры, режим работы

Церковь Оньиссанти, или Кьеза ди Сан Сальваторе, расположена на площади Оньиссанти, выходящей к набережной реки Арно. В ее относительно сдержанном интерьере представлены произведения X великих мастеров IV-XV вв., среди которых работы Джотто, Боттичелли и Гирландайо. В трапезной бывшего монастыря можно увидеть фреску «Тайная вечеря» Гирландайо.

История Оньиссанти

Церковь Всех Святых была основана представителями средневекового монашеского ордена гумилиатов, провозглашавших принципы бедности, покорности и трудолюбия. Его истоки малоизвестны, но, похоже, движение возникло в Ломбардии в XII веке. Во всяком случае, об этом упоминается в Ланской хронике начала XIII века.

Гумилиаты прибыли во Флоренцию в 1239 году из Алессандрии. Сначала они поселились за городом, на территории современного квартала Новоли, а в 1251 году получили церковь Санта Лючия ближе к историческому центру Флоренции — в районе Прато. Монахи стремились расширить свои владения и приблизиться к реке Арно, так как занимались, в основном, обработкой шерсти.

Строительство церкви Оньиссанти и монастыря началось между 1251 и 1260 гг. Для своей работы гумилиаты возвели плотину Санта Роза и соорудили систему каналов. Они трудились, не покладая рук, чем сумели завоевать уважение флорентийцев и получить существенную прибыль. В начале XIV века обитель настолько разбогатела, что смогла приступить к реализации плана престижного украшения церкви с участием именитых мастеров Флоренции.

© Sailko / Wikimedia Commons

От гумилиатов к францисканцам

Власть и значимость гумилиатов упали в XVI веке, а в 1571 году орден и вовсе был распущен папой Пием V (1566-1572). По официальной версии — из-за попытки покушения одного из монахов на кардинала Карло Борромео. По разрешению Козимо I церковь Оньиссанти и монастырь были переданы францисканцам из обители Сан Сальваторе аль Монте, располагавшейся на другом берегу реки Арно, чуть ниже базилики Сан Миниато.

Монахи дали церкви Всех святых ее нынешнее название — Chiesa di San Salvatore di Ognissanti, чтобы идентифицировать ее с их церковью в районе Ольтрарно. Так как последняя находилась в плачевном состоянии, отчасти из-за осады Флоренции 1529-30 гг., францисканцы перенесли ценные предметы в свое новое место обитания. Среди них была важная реликвия, хранящаяся в настоящее время в Оньиссанти, — одеяние, в котором святой Франциск получил стигматы в Ла Верне в 1224 году.

Францисканцы немедленно приступили к реконструкции всего религиозного комплекса, добавив к нему еще два монастыря и заново освятив церковь в 1582 году. Впоследствии они украсили интерьер новыми алтарями, картинами и скульптурами. Монахи навсегда оставили свою старую церковь и обитель в Ольтрарно в 1665 году в состоянии глубокого упадка, и лишь в наше время Братья Младшие проявили инициативу по восстановлению комплекса, решив усилить свое присутствие в Сан Сальваторе аль Монте.

Новое время

Процесс объединения Италии в XIX веке привел к окончательному подавлению религиозных орденов. В 1866 году комплекс Оньиссанти закрыли, и только малая его часть была возвращена в 1885-м ордену Братьев Меньших. Они покинули обитель в 2000 году, но вновь вернулись сюда в 2016-м.

С 1923 года в монастыре размещаются карабинерские казармы. Военнослужащих часто можно увидеть у входа во внутренний двор на улице Борго Оньиссанти.

Фасад церкви Всех святых

Внешний фасад — работа Маттео Ниджетти 1637 года. Первоначально он был выполнен из прочного камня «пьетра форте», но из-за плохой сохранности его в 1872 году пришлось заменить травертином Раполано, чуждым флорентийским традициям. Тогда были внесены некоторые изменения, в том числе установлены окна над центральным порталом и герб Флоренции, где первоначально находился герб Медичи.

Фасад состоит из двойных трехчастных пилястр с нишами и фальш-рамами. Портал декорирован красивым глазурованным терракотовым люнетом с изображением Коронации Богоматери работы Бенедетто Бульони (около 1510 г.). Возвышающаяся над церковью колокольня датируется XIII-XIV вв.

Люнет с Коронацией Богоматери © Sailko / Wikimedia Commons

Интерьер церкви Оньиссанти

Однонефную церковь освещают прямоугольные окна, между которыми размещены медальоны с изображениями францисканских святых работы Антонио Доменико Бамберини (1687 г.) в окружении лепнины Аттилио Казини. Последний, также, создал настенные часы на правой стене. На контрфасаде — работа Козимо Уливелли «Явление Мадонны с младенцем Святому Франциску» (1662). Неф покрыт фермами, скрытыми подвесным потолком, на котором изображена Слава Святого Франциска и Святого Паскуале Байлона работы Джузеппе Ромеи (1769-1779).

© Ricardalovesmonuments / Wikimedia Commons

Алтари и капеллы

По обе стороны нефа находятся алтари в нишах-эдикулах с арками, поддерживаемыми колоннами с коринфскими капителями. Особого внимания заслуживают:

  • Алтарь Веспуччи (второй справа от входа) — с фресками Доменико Гирландайо «Пьета» и «Мадонна делла Мизерикордия» с изображением Девы в окружении представителей рода Веспуччи (Оньиссанти — приходская церковь семьи). Росписи считаются одними из самых старых известных произведений мастера (датируются примерно 1472-75 гг.). Предполагается, что пожилой мужчина на переднем плане, одетый в красное, — Америго Веспуччи (старший). Предметом споров является личность молодого человека слева от Богородицы. По свидетельству Вазари, это и есть знаменитый мореплаватель Америго Веспуччи, однако более поздние исследования подобную идентификацию ставят под сомнение.
  • Алтарь Троицы, или Рустичи-Бандени (второй слева от входа) — с фреской «Коронация Богородицы» Гирландайо (1520-30 гг.), обнаруженной в 1898 году под «Мученичеством святого Андрея» Маттео Росселли (сегодня работу можно увидеть в правом трансепте Оньиссанти).
  • Алтарь Сант Антонио, или Треви (четвертый слева от входа) — с деревянной статуей святого Антония, приписываемой скульптору из Перуджи Арриго Поччетти (1620).
  • Алтарь Распятия, или Маннуччи (пятый слева от входа) — с деревянным распятием 1340-50 гг., выполненным странствующим немецким мастером.

Между 4 и 5 алтарями на правой стене нефа возвышается мраморная кафедра (ок. 1564 года), приписываемая Баттиста Лоренци. Между 1 и 2 алтарями левой стены находится дверь в часовню Мадонны дель Альба.

Деталь кафедры © Sailko / Wikimedia Commons

В трансептах расположены часовни с многочисленными произведениями искусства. Из правого трансепта можно получить доступ к основанию колокольни с «Историями святого Николая» (ок. 1310 г.). Работа выполнена в манере, близкой к так называемому Мастеру Санта Чечилии. В левом трансепте находится Распятие Джотто и дверь Ризницы с фрагментами фресок, из которых только фальшивые гобелены начала XIV века являются оригинальными.

Главный алтарь отделен от нефа балюстрадой. Его создание традиционно приписывается проекту Якопо Лигоцци. В восьмиугольниках фронтальной части из полудрагоценных камней изображены три францисканских сюжета: небольшая церковь Порцункола, в стенах которой Франциск понял свое призвание, Стигматы и Проповедь птицам. Над алтарем парит бронзовое Распятие работы Бартоломео Ченнини (1669-1674), в капелле установлены мраморные статуи святых, приписываемые Симоне Чоли, и два ангела работы Андреа ди Симоне Ферруччи. Купол, карнизы и люнеты украшены фресками Джованни да Сан Джованни.

Главный алтарь © Sailko / Wikimedia Commons

Шедевры Оньиссанти

В XV веке в церкви работали Сандро Боттичелли и Гирландайо. Кроме вышеупомянутых работ, над исповедальнями между третьими и четвертыми алтарями по обе стороны нефа находятся их идентичные фрески, написанные около 1480 года:

  • на правой стене — «Святой Августин» Сандро Боттичелли;
  • на левой стене — «Святой Иероним» Гирландайо.

Распятие Джотто в Оньиссанти

Долгое время считалось, что работа, датируемая 1315 г., была выполнена последователем Джотто. За сотни лет Распятие почернело от дыма свечей и покрылось слоем грязи до такой степени, что попытки его реставрации не давали результатов. Удачный процесс очистки в начале 2000-х занял несколько лет, после чего восстановленный шедевр заиграл оригинальными яркими красками. В 2010 году исследователи пришли к выводу, что эту работу мог сделать сам мастер. Распятие Джотто можно увидеть в левом трансепте церкви Оньиссанти.

Мадонна Оньиссанти Джотто

Одна из главных работ великого живописца изначально предназначалась для главного алтаря церкви Всех Святых. Картина была написана темперой по дереву в 1306-10 гг. и, вероятно, располагалась на правом алтаре леттнера. После перехода комплекса францисканцам Мадонну Оньиссанти перенесли в одно из соседних помещений, а после роспуска Наполеоном монастырей она очутилась в Академии. Сегодня шедевр Джотто демонстрируется в Галерее Уффици.

Где похоронен Боттичелли

Свой последний приют великий итальянский живописец эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1444/45-1510) нашел в семейной гробнице в церкви Оньиссанти во Флоренции. Его простую надгробную плиту можно найти в правом трансепте, но для этого необходимо знать настоящее имя знаменитого мастера — Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi.

Сообщается, что Боттичелли хотел, чтобы его похоронили в Оньиссанти, потому что здесь была упокоена его возлюбленная Симонетта Веспуччи, урожденная Каттанео. Она родилась в Генуе, или Портовенеро, и вышла замуж за Марко Веспуччи из Флоренции. Женщина была известна своей невероятной привлекательностью и считалась первой красавицей флорентийского Ренессанса, за что ее называли Несравненной, Бесподобной и Прекрасной. Она умерла в 1476 году в нежном возрасте, когда ей было всего 22 года. Вряд ли у Боттичелли с Симонеттой происходили какие-то любовные истории, но мастеру она была дорога до такой степени, что он просил похоронить себя у ее ног. Так и произошло спустя 34 года после ухода Симонетты в мир иной.

© Xosema / Wikimedia Commons

Почитатели великого художника обычно пишут ему личные послания, оставляя их в корзине возле надгробия Сандро. Рядом установлен «Портрет Боттичелли» работы Франко Джилетты (2018).

Также во флорентийской церкви Всех Святых покоятся:

  • Каролина Бонапарт (1782-1839) , младшая сестра Наполеона Бонапарта и жена французского маршала, короля Неаполитанского королевства Иоахима Мюрата;
  • Симонетта Веспуччи (1453-76) , первая красавица флорентийского Ренессанса, возлюбленная Джулиано Медичи, модель Мадонн и Венер кисти Боттичелли, а также его самых знаменитых картин «Рождение Венеры» и «Весна» ;
  • Америго Веспуччи (1454-1512), знаменитый мореплаватель и картограф. Считается, что тело Веспуччи, умершего в Севилье, было перевезено во Флоренцию и захоронено в Оньиссанти. Однако более вероятно, что это погребение относится к его дедушке, который носил тоже имя. На плите стоит дата 1471 (MСCCCLXXI).

Монастырь Кьостро Гранде

В обители есть фрески с историями из жизни святого Франциска. Над ними в начале XVII века трудились флорентийские художники, в том числе Якопо Лигоцци и Джованни да Сан Джованни.

© Sailko / Wikimedia Commons

Фреска Гирландайо «Тайная Вечеря»

Трапезная монастыря Оньиссанти известна большой фреской, написанной в 1480 году Доменико Гирландайо. Она имеет размеры 810 на 400 см и покрывает всю торцевую стену. Помимо «Тайной вечери» здесь можно увидеть ее синопии, росписи на портале, датированные 1488 годом, и «Благовещение» начала XV века.

Тайная Вечеря Гирландайо

Вход в трапезную осуществляется через монастырь. Посещение — бесплатное, но только в определенные дни. Подробнее о работе Гирландайо можно узнать в нашей статье.

Режим работы

Церковь Оньиссанти открыта с 09:30 до 12:30 и с 16:00 до 19:15. Выходной — утро среды.

Как добраться до церкви Всех Святых во Флоренции

Оньиссанти находится по адресу Borgo Ognissanti, 42. Ближайшая остановка «Piazza D’Ognissanti» автобусов № 12, 36, 37 расположена на набережной Лунгарно Америго Веспуччи, в нескольких шагах от площади Оньиссанти.

 

Автор статьи: ©39florence.ru

Популярные экскурсии

Liza

32

3 ч.

Путешествие во времени Флоренции

Испытать счастье открытия на родине итальянского Возрождения

€120 за экскурсию

Подробнее

Liza

7

3 ч.

Botteghе: Флоренция — город мастеров

Эстетическое путешествие по старинным мастерским Флоренции и общение с их владельцами

€120 за экскурсию

Подробнее

Мария

5

3 ч.

Козимо Старший Медичи и его потомки

Узнать о влиянии знаменитой династии Медичи на политическую и культурную жизнь Флоренции

€160 за экскурсию

Подробнее

irina

7

2.5 ч.

Данте, «Божественная комедия» и Флоренция

Увидеть средневековую Флоренцию глазами главного итальянского поэта и философа

€130 за экскурсию

Подробнее

irina

6

2.5 ч.

Быт, нравы и страсти средневековой Флоренции

Узнать захватывающую историю города и его жителей в XIII-XIV веках

€130 за экскурсию

Подробнее

Ольга

1

3 ч.

Первое знакомство с Флоренцией

Обзорная пешеходная экскурсия по городу

€180 за экскурсию

Подробнее
Смотреть все экскурсии