Самая монументальная часть музейного комплекса Санта Кроче, состоящая из бывшей трапезной, была создана как музей еще 2 ноября 1900 года под руководством Гвидо Кароччи. К тому времени здесь уже хранились произведения искусства. Музей Санта Кроче постепенно расширялся и открылся для публики 26 марта 1959 года под названием Museo dell’Opera di Santa Croce. Сюда входили два монастыря, трапезная и ряд других помещений. Катастрофа 1966 года, вызванная наводнением во Флоренции, нанесла серьезный ущерб музейным экспонатам. Уровень подъема воды в этом районе города достиг отметки 4,88 метра. В результате потребовался длительный период реставрации.
Музей Санта Кроче был вновь открыт только в 1975 году, а год спустя, по случаю десятой годовщины разрушительного наводнения, восстановленное Распятие Чимабуэ вернулось обратно в экспозицию. К 40-летию наводнения, в 2006 году, после сложной реставрации в музей поступило 19 ценных картин, а еще через 10 лет — посетители смогли увидеть «Тайную Вечерю» Вазари. Около 2000 года весь комплекс базилики и монастырей Санта Кроче преобразовали в один большой музей. По сути, Museo dell’Opera di Santa Croce стал объединяющим звеном между культурой и духовностью. Поскольку о базилике Санта Кроче на 39florence уже есть подробная статья, ниже рассмотрим другие составляющие музея и упомянем о его главных шедеврах.
Трапезная
В старую трапезную XIV века, где располагается важная часть Музея Оперы Санта Кроче, можно попасть через правый трансепт базилики. Здесь можно увидеть потрясающую фреску Таддео Гадди «Древо Креста и Тайная Вечеря» (около 1350 г.) и полотно Вазари «Тайная Вечеря». Внимания заслуживает золоченая статуя святого Людовика Тулузского (1422-25 гг.), изготовленная Донателло для эдикулы Орсанмикеле, а также случайно обнаруженные под штукатуркой XVI века фрагменты фресок «Триумф смерти», «Ад» и «Страшный суд», написанные Андреа Орканья около 1345 года.
Ризница музея Санта Кроче
В Ризнице представлено огромное распятие Чимабуэ (1240–1302 гг.) размером 4,33×3,9 м. Оно известно своим реалистичным изображением Христа, Девы Марии и Святого Иоанна Богослова, что является разрывом с художественными традициями Средневековья. Распятие было сильно повреждено во время катастрофического наводнения 1966 года, но его удалось спасти от полного разрушения и частично восстановить.
В Ризнице доминирует огромная фреска — или, скорее, коллаж из четырех отдельных фресок, в создании которых участвовали как минимум три художника. В центре — сцена Распятия Таддео Гадди. Слева от него находится роспись Восхождение на Голгофу, приписываемая Спинелло Аретино (1350-1410 гг.), и Воскресение Никколо Герини справа. Четвертая фреска, венчающая остальные три, также принадлежит Герини.
Коридор Новициата
В удлиненном помещении музея Санта Кроче, построенном в 1435-45 гг., выставлены шедевры, которые были восстановлены после наводнения 1966 года. В том числе здесь представлены «Коронация Богородицы» (начало XV в.), приписываемая Лоренцо ди Никколо, и «Троица» между святыми Бенедиктом, Франциском, Бартоломео и Иоанном Крестителем (1461 г.) Нери ди Биччи.
Капелла Медичи в музее Санта Кроче
Часовня, построенная по проекту Микелоццо (1396-1472 гг.) около 1445 года, имеет очень простое убранство. Главный алтарь украшен глазурованной терракотой Андреа делла Роббиа, где изображена Мадонна с младенцем между ангелами и святыми. Работа датируется примерно 1480 годом. В 2014-м на правой стене капеллы Медичи было размещено два шедевра — «Сошествие Христа в Лимбо» (1552 г.) Аньоло Бронзино и «Снятие с Креста» (1547-48 гг.) Франческо Сальвиати. Попасть в капеллу Медичи музея Санта Кроче можно из коридора Новициата.
Часовня Ринуччини
Помещение примыкает к ризнице с восточной стороны. Эта капелла была основана и украшена благодаря завещанию, составленному до 1355 года Лапо ди Лицио Гуидалотти. Над фресками с 1359 по 1371 гг. работал Джованни да Милано. Он расписал сегменты свода и первые два порядка сцен на каждой боковой стене, но нижние регистры были завершены «Мастером капеллы Ринуччини», как его условно называли. На левой стене можно увидеть «Истории Богородицы», стилистически связанные с фресками капеллы Барончелли. На правой стене представлен один из редких примеров образного цикла, посвященного Марии Магдалине. Примерно в 1371 году покровительство над часовней приобрел Франческо Ринуччини.
Путешественники часто выбирают:
Монастыри музея Санта Кроче
К югу от базилики есть два больших монастыря. Первый был частью первоначального комплекса, поэтому его авторство приписывается Арнольфо ди Камбио. Хотя этому нет никаких документальных свидетельств, обитель часто называют «Монастырем Арнольфо». Его, также, знают как «Монастырь мертвых», так как территория частично использовалась в качестве кладбища. В начале шестидесятых годов памятники и надгробные плиты, за исключением нескольких, были удалены и перенесены в подвальное помещение под лоджией.
Второй монастырь был спроектирован Брунеллески, но после его смерти в 1446 году работы закончил приблизительно в 1453 году Бернардо Росселлино (1409-1464 гг.). Этот монастырь предпочитают называть «монастырем Брунеллески».
Часовня Пацци
Эту капеллу для влиятельной флорентийской семьи также проектировал Брунеллески. Заказ от Андреа де Пацци ему поступил в конце 1423 года, но часовня превратилась в долгострой и, похоже, так и не была завершена. Частично это было итогом неудачного заговора Пацци в 1478 году, в результате которого Джулиано Медичи был убит, а его старший брат Лоренцо чудом спасся. Зачинщики Якопо и Франческо Пацци были арестованы и повешены, как и Бернардо Бандини Барончелли, чьей семье принадлежала часовня Барончелли, и чье повешенное, безжизненное тело запечатлел на своем рисунке Леонардо да Винчи. После того, как заговор не удался, все Пацци были изгнаны из Флоренции, а их имущество — конфисковано.
В отличие от большинства капелл базилики Санта Кроче, часовня сохранила свой первоначальный вид без изменений.
Склеп Фамедио
По трансептом и ризницей музея Санта Кроче находится мемориальное место, посвященное флорентийцам, павшим за родину в Первой и Второй мировой войне.
Билеты в Музей Санта Кроче
В маршрут посещения по единому билету входят: базилика Санта Кроче, монастыри, капеллы Пацци и Медичи, Трапезная и Ризница. Стоимость полного билета составляет 8 евро, льготного — 6 евро. Бесплатный доступ для детей до 11 лет и при семейных посещениях для детей до 18 лет (при условии оплаты родителями своих билетов).
Режим работы
Комплекс открыт ежедневно, кроме: 1 января, Пасхи, 13 июня (св. Антоний Падуанский), 4 октября (св. Франциск Ассизский), 25 декабря (Рождество), 26 декабря (Санто Стефано).
Часы работы:
- Пн.-сб. — с 11:00 до 17:00;
- Вс. и праздники (06.01, 15.08, 01.11, 08.12) — с 13:00 до 17:00.
Как добраться до музея Санта Кроче
Монументальный комплекс расположен в самом центре Флоренции, в одном из старейших районов города. Те, кто прибывает на поезде на вокзал Санта-Мария-Новелла, могут легко добраться пешком, пройдя около 15 минут по историческому центру.
Ближайшая остановка автобуса № 23 — «Verdi».
Автор статьи: ©39florence.ru
Популярные экскурсии
Светлана
1
Великие усыпальницы Медичи
Разобраться в истории, влиянии и наследии могущественной династии правителей Флоренции
€160 за экскурсию
Gulia
12
Шопинг и дегустационный ужин в Монтеварки
Отправиться в знаменитый аутлет Prada и насладиться блюдами тосканской кухни
€100 за человека
Марина
5
Флоренция и династия Медичи
Услышать о самой влиятельной семье в истории города и увидеть принадлежавшие ей дворцы
€120 за экскурсию
Юлия
0
По Флоренции — на гольфкаре
Соборы, площади, мосты и фонтаны города — за короткое время и с комфортом
€138 за экскурсию
Надежда
1
Прогулка по великолепным садам Медичи и обзорным площадкам
Почувствовать дух настоящей Флоренции в гедонистической расслабленной атмосфере
€120 за экскурсию
Gulia
5
Buon appetito: ужин по-тоскански в семейном ресторане
Беседа об итальянских кулинарных традициях в сопровождении отменных блюд локальной кухни
€60 за человека