Базилика Санта Кроче является главной церковью францисканцев во Флоренции и считается самой крупной среди францисканских церквей всего мира. Она находится на одноименной площади, где ежегодно в июне месяце проводятся реконструкции исторического флорентийского футбола Calcio Storico. Санта Кроче часто называют Пантеоном Флоренции, так как здесь находится множество захоронений великих людей города, Тосканы и Италии, а также памятные доски и кенотаф. Эта популярная туристическая достопримечательность знаменита уникальными фресками, скульптурными композициями и хранящейся здесь станковой живописью именитых флорентийских мастеров.
Комплекс Санта Кроче находится немного в стороне от основных маршрутов по Флоренции, но его непременно стоит внести в список must see каждому путешественнику. В общей сложности здесь хранится более 4000 произведений искусства, датируемых XIII-XX вв.
История базилики Санта Кроче
Францисканцы прибыли во Флоренцию зимой 1209 года, более чем на десять лет раньше своих соперников доминиканцев. В то время как последние поселились к западу от центра города, где они в конечном итоге построили базилику Санта Мария Новелла, францисканцы предпочли восточную часть, а именно тот район, где селились прибывающие на заработки крестьяне.
Сначала на месте Санта Кроче была небольшая часовня, по легенде — основанная самим главой ордена Франциском Ассизским (с 1939 года — святой покровитель Италии). По другой версии ему была подарена уже существовавшая молельня. В 1252-67 гг. на ее месте построили скромную церковь, но и она вскоре оказалась мала. Наконец, в 1295 году, согласно мемориальной доске в правом нефе базилики, был торжественно заложен фундамент более крупного храма, и началось его возведение. Работы финансировались многими состоятельными флорентийскими семьями.
Проект церкви приписывается Арнольфо ди Камбио (около 1245-1310 гг.), но реальных доказательств этому нет. В любом случае строительство церкви было завершено уже после смерти архитектора, между 1375 и 1385 гг. Ее освящение состоялось лишь в 1442 или 1443 году папой римским Евгением IV, а почетный статус базилики Санта Кроче получила в 1933 году.
Путешественники часто выбирают:
Фасад Санта Кроче во Флоренции
Базилику легко узнать по богато украшенному фасаду, появившемуся в XIX веке. До этого он несколько веков оставался без отделки. Автором проекта является Никколо Матас (1798-1872 гг.), выполнивший работы между 1857 и 1863 гг. 39florence обратит внимание на два любопытных факта.
Первый. Архитектор из Анконы имел еврейское происхождение, поэтому удивляться Звезде Давида на большом треугольном фронтоне над окном-розой не стоит. Впрочем неизвестно, относится ли напрямую этот размещенный Матасом знак к еврейскому наследию.
Второй. Сами флорентийцы работу не оплачивали. Основную финансовую нагрузку в 400 из 580 тысяч скуди взял на себя британец Фрэнсис Джозеф Слоан. К слову, он потратил большую часть своего баснословного состояния на покупку и щедрую реставрацию таких вилл и садов во Флоренции и ее окрестностях, как вилла Медичи в Кареджи, башня Монтеривекки и вилла Лепричине.
Боковые каменные фасады выглядят проще, но имеют свою изюминку. Они представляют собой динамичную последовательность остроконечных тимпанов, или создающих иллюзию «ложных нефов» и ассоциирующихся с громадным частоколом. С левой стороны здания находится портик XIV в. Пинцокере, откуда происходит доступ внутрь базилики Санта Кроче.
Колокольня
Первоначальная кампанила Санта-Кроче обрушилась в 1521 году, частично повредив здание церкви. Восстановление было поручено Франческо да Сангалло (1494-1576 гг.), однако его проект реализован не был. Нынешняя колокольня строилась в 1842-45 гг. под руководством Гаэтано Баккани (1792-1867 гг.). Ее высота составляет более 78 м.
Интерьер
Санта Кроче представляет собой огромную трехнефную базилику в форме «египетского» креста, отличающуюся простым, но, в то же время, монументальным интерьером. Нефы разделены рядами восьмиугольных колонн, на которые опираются стрельчатые арки, переходящие в тонкие перегородки, упирающиеся в открытую стропильную конструкцию потолка. Дневной свет струится сквозь два ряда оконных проемов. Нижний ряд и центральная розетка украшены цветными витражами.
Между 4 и 5 пролетом колонн до 1566 года стояла каменная перегородка для возможности отделения церковных служителей и монахов от обычных граждан. Она была разрушена в соответствии с директивами Тридентского собора (1545-63 гг.), также как был разобран хор и замазаны многие древние фрески, которые в эпоху Возрождения посчитали старомодными. Эти работы выполнял Джорджо Вазари по заказу герцога Козимо I Медичи.
- Размеры центрального нефа — длина около 116 м, высота 34 м.
- Длина трансепта — почти 74 м.
Что посмотреть в Санта Кроче
В базилике хранится огромное количество произведений искусства. Особого внимания заслуживают капеллы, алтари, ризница и трапезная. Здесь можно увидеть фрески, картины, скульптуры, бюсты и пр.
Часовни
Капелла Маджоре (Большая, или Главная). Покровительство алтаря принадлежало влиятельным и богатым банкирам Аламанни. А строительство и украшение часовни по просьбе монахов взяла на себя в 1348 году зажиточная семья Альберти (глàвы сразу 5 ветвей). В 1380 году Аньоло Гадди, сыну Таддео Гадди, был заказан цикл фресок с изображением легенды об истинном Святом Кресте (Санта Кроче), что соответствовало посвящению часовни и самой церкви. Росписи получили новую жизнь после реставрации 2005-11 гг.
В 1930-х гг. в капелле разместили Распятие работы Маэстро ди Фильине, написанное в середине XIV века. Полиптих — результат совместной работы нескольких художников.
Капеллы левого трансепта. Здесь находятся часовни Спинелли, Каппони со статуями Либеро Андреотти (1875-1933 гг.), Рикасоли с фресками отца и сыновей Сабателли из жизни св. Антония Падуанского работы (первая половина XIX в.). Далее следует капелла Пульчи-Берарди с росписями Бернардо Дадди (около 1290-1348 гг.) и глазурованной полихромной терракотой Джованни делла Роббиа (1469-1529-30 гг.) на алтаре.
Во главе левого трансепта располагается капелла Барди ди Вернио с росписями Мазо ди Банко (XIV в.) и Таддео Гадди, а также триптихом Джованни дель Бьондо (XIV в.) на алтаре, киборием Вазари и двумя ангелами. Здесь находится знаменитое полихромное Распятие Донателло (1402-08 гг.). Оно, якобы, привело к вражде между Донателло и Филиппо Брунеллески (автор проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре). Последний посчитал, что Донателло сделал Христа похожим на крестьянина, и решил сам вылепить гораздо более изысканное распятие, которое можно увидеть в базилике Санта Мария Новелла.
Капеллы правого трансепта. Наиболее примечательными в этой части базилики Санта Кроче являются часовни Барди и Перуцци, украшенные Джотто приблизительно в 1320-25 гг. Они расположены сразу за капеллой Маджоре. В первой изображены истории из жизни святого Франциска Ассизского, во второй — сцены из жизни двух святых Иоаннов — Крестителя и Богослова. Далее следует капелла Джуньи с гробницами Мари-Жюли Клари, жены брата Наполеона Жозефа Бонапарта, и их дочери Шарлотты. Затем идет часовня Риккарди с серебряным бюстом-реликварием блаженной Умилианы де’Черки, фресками Джованни да Сан Джованни (1592-1636 гг.) и полотнами XVI-XVII вв. Ряд заканчивает капелла Веллути с росписями неизвестного мастера XIV века и полиптихом Джованни дель Бьондо.
Во главе правого трансепта расположена часовня Барончелли. На левой стене можно увидеть фрески Таддео Гадди с рассказами о Богородице (1332-38 гг.), на правой — работу Себастьяно Майнарди «Мадонна с поясом» (1490 г.). Алтарный полиптих с изображением Коронации Богородицы приписывают Джотто или его ученикам.
Справа от капеллы Барончелли находится часовня Кастеллани с росписями Аньоло Гадди, сына Таддео. Здесь изображены сцены из жития святых Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, Николая Барийского и Антонио Абате. Расписной крест был выполнен Никколо Герини (XIV-XV вв.), скиния — Мино да Фьезоле (1429-84 гг.).
Надгробные памятники
Базилика Санта Кроче всегда использовалась как место захоронения зажиточных флорентийцев и известных мастеров, а в XIX веке она превратилась в настоящий Пантеон художников, музыкантов и писателей. Здесь покоится около 300 знаменитостей, в том числе Микеланджело, Галилео Галилей, Леон Баттиста Альберти, Никколо Макиавелли, композиторы Россини и Огинский. Здесь должен был лежать прах Данте Алигьери, но он так и остался в Равенне. В Санта Кроче можно увидеть сооруженный для него в 1829 году кенотаф.
Надгробные памятники боковых нефов украшают фигуры усопших, гербы, различные аллегории и росписи. Саркофаги прославленных людей, расположенных между алтарями, окружают арки, колонны и лепнина. На полу разбросано более 250 мраморных надгробных плит, инкрустированных рельефами.
Что хранится в Музее Оперы Санта Кроче, какие шедевры здесь можно увидеть, что за потрясающая фреска представлена в трапезной монастыря, где увидеть распятие Чимабуэ, что такое коридор Новициата и почему нужно посетить монастырь?
Об этом и многом другом — в нашей статье о музее Санта Кроче.
Билеты в базилику Санта Кроче
Для посещения церкви требуется приобрести единый билет, предусматривающий доступ в музейный комплекс Оперы Санта Кроче. Стоимость:
- полный — 8 евро;
- льготный — 6 евро;
- бесплатный вход — дети до 11 лет и дети до 18 лет при семейном посещении с родителями, купившими полный билет.
Режим работы
Базилика открыта для туристов ежедневно, кроме: 1 января, Пасхи, 13 июня, 4 октября, 25 и 26 декабря.
- с понедельника по субботу — с 11:00 до 17:00;
- в воскресенье и важные религиозные праздники — с 13:00 до 17:00.
Как добраться до базилики Санта Кроче
Популярная туристическая достопримечательность расположена в историческом центре города, в шаговой доступности от вокзал Санта Мария Новелла. Время в пути по колоритным улочкам составить около 15 минут.
Ближайшая остановка автобуса № 23 — «Verdi».
Автор статьи: ©39florence.ru
Популярные экскурсии
Ольга
0
Другая Флоренция, нетуристическая
Послушать старинные истории тосканской столицы на прогулке по её аутентичным и неизведанным улочкам
€200 за экскурсию
Наталья
0
Большой музей Собора Флоренции
Увидеть работы Ренессанса и узнать, как Врата Рая спаслись от воды
€200 за экскурсию
Мария
0
Мастер-класс по мраморной бумаге и переплёту блокнота
Открыть старинные ремёсла Флоренции на мастер-классе от профессионального художника
€190 за человека
Алина
0
Высоты Флоренции: террасы с видом на Дуомо
Увидеть купол Брунеллески с его лучших сторон и сделать идеальные фото
€50 за человека
Гуля
5
Buon appetito: ужин по-тоскански в семейном ресторане
Беседа об итальянских кулинарных традициях в сопровождении отменных блюд локальной кухни
€60 за человека
Евгения
0
Из Флоренции — в Пизу и Лукку
Увидеть знаменитую Пизанскую башню и окунуться в уютную атмосферу Лукки за один день
€450 за экскурсию